Перспективы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Российской Федерации — Инвестиции в реальный сектор экономики

 

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурлакова Александра Петровна, Скворцова Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются основные проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России в той их части, которая направлена на обновление основного капитала промышленных предприятий. Проанализированы основные элементы инвестиционного климата на макро-, мезо- и микроуровнях. Выявлены специфические особенности и риски инвестирования проектов по обновлению основного капитала , а также компоненты инвестиционного климата , непосредственно влияющие на данный процесс. Кроме того, в статье сформулированы основные направления государственной политики, призванные улучшить инвестиционный климат в РФ, активизировать инвестиционную деятельность в реальном секторе народного хозяйства.The article deals with the main problems of attracting investments in the real sector of the Russian economy in their part that is aimed at updating the fixed capital of industrial enterprises. The main elements of the investment climate at the macro, meso and micro levels are analyzed. The specific features and risks of investment projects for the renewal of fixed capital , as well as the components of the investment climate that directly affect this process, are identified. In addition, the article outlines the main directions of state policy designed to improve the investment climate in the Russian Federation, to activate investment activities in the real sector of the national economy.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурлакова Александра Петровна, Скворцова Галина Геннадьевна

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 4 • Апрель 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики россии

Бурлакова А.П. 1, Скворцова Г.Г. 2

1 АО «Диэлектрические кабельные системы», Тверь, Россия

2 Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия

В статье рассматриваются основные проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России в той их части, которая направлена на обновление основного капитала промышленных предприятий. Проанализированы основные элементы инвестиционного климата на макро-, мезо- и микроуровнях. Выявлены специфические особенности и риски инвестирования проектов по обновлению основного капитала, а также компоненты инвестиционного климата, непосредственно влияющие на данный процесс. Кроме того, в статье сформулированы основные направления государственной политики, призванные улучшить инвестиционный климат в РФ, активизировать инвестиционную деятельность в реальном секторе народного хозяйства.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00083

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиционный климат, обновление основного капитала, инвестиции, риски.

problems of attracting investments into the real sector of the Russian economy

Burlakova A.P. 1, Skvortsova G.G. 2

1 Dielectric cable systems JSC, Russia

2 Tver State Technical University, Russia

Необходимым условием обеспечения экономического роста, развития общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов является расширенное воспроизводство материальных ценностей, обеспечивающее рост национального дохода. На сегодняшний день, учитывая степень износа производственной базы, проблема обновления основного капитала промышленных предприятий является особенно актуальной, соответственно, увеличивается потребность в привлечении долгосрочных инвестиций с целью закупки новейшего оборудования, внедрения технологических инноваций. Данная проблема тесно связана с проблемой формирования благоприятного инве-

стиционного климата на всех уровнях хозяйственной иерархии — от конкретных предприятий до национальной экономики. В рамках настоящего исследования интерес представляют реальные инвестиции. Причем только та их часть, которая направлена на инвестирование процессов обновления основного капитала.

Цель данной статьи состоит в комплексном изучении проблем, связанных с нехваткой финансовых ресурсов на обновление основного капитала промышленных предприятий, техническое перевооружение производства, а также разработке рекомендаций по улучшению инвестиционного климата РФ с целью привлечения долгосрочных инвестиций для развития отечественной промышленности.

Авторами предложен методологический подход к изучению проблем инвестиционного климата РФ, основанный на принципе уровневой структуризации: по аналогии с иерархической структурой основного капитала — макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

Научная новизна исследования состоит в том, что при изучении проблем инвестиционного климата и их влияния на экономику и промышленность РФ авторы считают необходимым рассматривать процесс инвестирования проектов по обновлению основного капитала обособленно от прочих капиталовложений по причине длительности, сложности реализации, высоких рисков окупаемости, специфического субъектного состава данных проектов. Это позволит выявить и систематизировать угрозы и риски инвестирования реального сектора экономики РФ и сформулировать рекомендации по нивелированию их негативного воздействия, обеспечению защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности.

The article deals with the main problems of attracting investments in the real sector of the Russian economy in their part that is aimed at updating the fixed capital of industrial enterprises. The main elements of the investment climate at the macro, meso and micro levels are analyzed. The specific features and risks of investment projects for the renewal of fixed capital, as well as the components of the investment climate that directly affect this process, are identified. In addition, the article outlines the main directions of state policy designed to improve the investment climate in the Russian Federation, to activate investment activities in the real sector of the national economy.

KEYWORDS: investment climate, renewal of fixed capital, investments, risks

JEL Classification: G31, E32, H54 Received: 27.03.2020 / Published: 30.04.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Burlakova A.P. Ialeksandra-burlakova0yandex.ru)

Burlakova A.P., Skvortsova G.G. (2020) Problemy privlecheniya investitsiy v realnyy sektor ekonomiki Rossii [Problems of attracting investments into the real sector of the Russian economy ]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (4). — 1019-1034. doi: 10.18334/epp.10.4.100773

Настоящая статья подготовлена с учетом норм действующего российского законодательства в области инвестиционной деятельности [1, 2, 3] на основе исследований отечественных ученых Г.А. Александрова [4, с. 2-12; 5, с. 12-22; 6] (Aleksandrov, Rozov, 2013; Aleksandrov, Vyakina, Skvortsova, 2014; Aleksandrov etc., 2018), А.В. Воронцовой [7, с. 116-119] (Vorontsova etc., 2018), П.А. Кохно, С.В. Ситникова [11, с. 132-141] (Kokhno, Sitnikov, 2018), Г.Г. Вукович [8, с. 61-66] (Vukovich, Kravtsova, 2012) и др., посвященных проблематике инвестиционного климата в РФ, инвестирования процессов обновления основного капитала. Выводы, содержащиеся в исследовании, основаны на данных официальной статистики [9, 12, 13] и рейтингов независимых международных экспертных организаций [14, 15, 17].

На инвестиционный климат страны оказывают влияние следующие факторы [5] (Aleksandrov, Vyakina, Skvortsova, 2014):

1) административно-правовые условия (система законодательства, судебная система, соблюдение гарантий прав собственности, а также защиты прав участников инвестиционного проекта, степень исполнения законов и т.д.);

2) экономическая конъюнктура (налоговая система, потенциал рынка, средняя доходность проектов по обновлению основного капитала, значения основных макроэкономических показателей (ВВП, темп инфляции, устойчивость курса валюты, состояние конкурентной среды, объем оттока капитала, ресурсный потенциал и др.));

3) политическая ситуация (легитимность власти, развитость демократических институтов, гражданского общества, предсказуемость внешней политики и др.);

4) состояние и развитость инфраструктуры (доступность государственных услуг, доступность и объективность информации, развитость инфраструктуры и др.);

5) развитие промышленности (ведущие отрасли промышленности, уровень износа основного капитала промышленных предприятий, ведение работ в области создания высоких технологий — наличие специализированных научно-исследовательских центров, испытательных лабораторий и т.д., уровень технической оснащенности машиностроительных отраслей, в первую очередь гражданского назначения);

6) социальная сфера (наличие/отсутствие социальной напряженности, уровень жизни населения, в т.ч. доля малоимущего населения, уровень безработицы, уровень

Бурлакова Александра Петровна, начальник отдела анализа и подготовки отчетности, окончила аспирантуру Тверского государственного технического университета с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» (aleksandra-burlakovaßyandex.ru)

Скворцова Галина Геннадьевна, доцент кафедры экономики и управления производством, кандидат экономических наук, доцент (gala-skvortsovaßyandex.ru)

Бурлакова А.П., Скворцова Г.Г Проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — Том 10. — № 4. — С. 1019-1034. doi: 10.18334/epp.10.4.100773

преступности, уровень, качество и доступность образования, демографическая ситуация и др.);

7) географическое положение, состояние экологии (территориальное расположение, состояние окружающей среды и др.).

Соответственно, инвестиционный климат определяется в основном факторами и условиями, которые являются результатом проводимой государственной политики в сфере экономики, права, внешних отношений государства и т.д., то есть непосредственно зависит от деятельности конкретных государственных структур.

Базовым элементом всей иерархической системы хозяйствования является предприятие — хозяйствующий субъект, который осуществляет свою деятельность обособленно или в группе однородных компаний (холдинге, технопарке и др.) и принадлежит к конкретной отрасли, географически расположен в отдельном регионе и является частью промышленности, экономики страны. Поэтому всю совокупность факторов, определяющих состояние инвестиционного климата государства, стимулирующих или препятствующих притоку инвестиций, следует рассматривать в контексте их влияния на предприятие.

Проводя аналогию с тремя уровнями иерархической структуры основного капитала (индивидуальный основной капитал; региональные и отраслевые основные капиталы; основной капитал общества (государства) в целом), инвестиционный климат также целесообразно рассматривать на трех уровнях экономической системы: макроуровень — экономика страны; мезоуровень — региональная экономика; микроуровень — экономика конкретного хозяйствующего субъекта — промышленного предприятия [11, с. 134] (Kokhno, Sitnikov, 2018). Поэтому перечисленные выше составляющие инвестиционного климата можно сгруппировать по соответствующим уровням.

I. На уровне государства инвестиционный климат формируют 3 группы факторов: политические (как внешнеполитические, включая положение государства в системе мировых отношений, степень участия страны в глобализационных экономических процессах, участие в военных конфликтах и др., так и внутренние: законодательная база, форма правления, политическая система и др.), экономические и социальные.

II. Региональный инвестиционный климат — система правовых, экономических, социальных, географических условий инвестиционной деятельности на уровне региона или отрасли народного хозяйства региона. Инвестиционный климат на мезоу-ровне во многом определяется промышленным потенциалом региона, его ведущими отраслями экономики, территориальным расположением (наличием природных ресурсов, отдаленностью от столицы и т.д.), а также региональным законодательством и приоритетностью развития, реализации федеральных программ (например, присвоение статуса территории опережающего развития и др.).

III. На микроуровне инвестиционный климат проявляется через систему отношений между инвестором и хозяйствующим субъектом — реципиентом инвестиций, формирующуюся при участии прямых контрагентов участников инвестиционной дея-

тельности: банков, поставщиков оборудования, профсоюзов и т.д. [11, с. 135] (Коккпо, Бйпгкоу, 2018). При этом данная система отношений складывается в условиях, определенных факторами макро- и мезоуровней.

На каждое промышленное предприятие оказывают влияние факторы всех уровней, равно как и инвестиционный климат страны формируется из множества показателей инвестиционной привлекательности самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Процесс обновления основного капитала имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с другими инвестиционными проектами: длительность реализации, сложность осуществления, необходимость привлечения внешних квалифицированных специалистов, необходимость совмещения с текущей производственной деятельностью, высокие риски окупаемости. Кроме того, процесс инвестирования в обновление производственной базы действующих предприятий отличается субъектным составом (рис. 1).

Перед собственником (руководством) хозяйствующего субъекта стоят сложные, масштабные задачи: необходимо эффективно распорядиться привлеченными средствами, обеспечив при этом прирост собственного капитала. Эффективное вложение средств на цели обновления основного капитала предполагает грамотную разработку проекта по обновлению парка машин и оборудования, поиск надежных поставщиков, проработку стратегических планов развития производства (включая производственную, маркетинговую и другие политики — «обновленное производство» должно бесперебойно работать и обеспечивать снижение издержек, экономию ресурсов и т.д.), что требует комплексного и профессионального подхода.

Государство заинтересовано в успешной реализации проекта по обновлению основного капитала, так как за счет развития промышленного производства обеспечивается экономический рост на уровне города, региона, страны, а также достигается социально-экономическая стабильность в обществе (занятость населения, увеличение объема поступающих в бюджет налогов, развитие инфраструктуры, увеличение товарооборота отечественной продукции (насыщение рынка), рост благосостояния населения). Вместе с тем государство выступает не только бенефициаром в данной системе взаимоотношений. Оно должно через свои институты обеспечивать соблюдение законных прав всех участников бизнес-процессов и гарантировать защиту от любых против оправных действий в отношении субъектов экономической деятельности.

Рисунок 1. Субъектный состав процесса инвестирования обновления основного капитала

Источник: авторская разработка.

С позиции инвестора вложение средств имеет основной целью приращение вложенного капитала, по возможности в краткосрочной перспективе и с наименьшими рисками. Инвесторами могут выступать как отечественные структуры (государство, банки, коммерческие организации, фонды, физические лица и т.д.), так и зарубежные партнеры (банки, корпорации и др.). Несмотря на различие данных групп инвесторов, различные условия инвестирования и различные меры государственной поддержки, предоставляемой отдельным категориям инвесторов, проблемы отечественного инвестиционного климата негативно сказываются на каждой группе. Если отечественные инвесторы привыкли к российским реалиям, в которых вынуждены функционировать, то иностранным компаниям сложнее преодолеть административные, экономические, коррупционные барьеры, препятствующие инвестированию. Поэтому, несмотря на большой потенциал российского рынка, зарубежный бизнес неохотно идет на сотрудничество из-за слишком высоких страновых рисков (табл. 1).

Объем иностранных инвестиций в основной капитал

Показатель / Год 2015 2016 2017 2018 2019

Объем инвестиций из-за рубежа в% от общего объема инвестиций в основной капитал (100%) 1,1 0,8 0,8 0,6 0,5

Источник: составлено авторами по данным Росстата [12].

Доля средств иностранных инвесторов в структуре инвестиций в основной капитал крайне мала. Объем иностранных инвестиций в реальный сектор экономики РФ в 2019 г. сократился на 25% по сравнению с 2018 г. (или на 22,2 млрд руб. — с 86,6 до 64,4 млрд руб.) [16]. Значение показателя за весь период наблюдения не составляло более 1,1% в общем объеме финансирования, а в последнее время имеет негативную тенденцию к снижению. Данные статистики показательны — обострение внешнеполитической обстановки и введенные экономические санкции сводят к минимуму приток финансовых ресурсов из-за рубежа.

Вместе с тем иностранный капитал при рациональном, эффективном инвестировании в реальный сектор экономики оказывает положительное влияние на развитие промышленности:

1) позволяет получить доступ к передовым технологиям и современным методам управления;

2) способствует совершенствованию технологий и повышению уровня производства;

3) инвестиции в расширение производства и повышение его эффективности в конечном счете приводят к росту налоговых поступлений, созданию дополнительных рабочих мест;

4) улучшает экономический имидж страны в мире, увеличивает степень доверия к стране;

5) способствует интеграции отечественной экономики с мировой экономической системой посредством производственной и научно-технической кооперации [10] (Kobilev, Lachin, 2015).

На сегодняшний день для координации действий иностранных инвесторов, выразивших желание вложить свои средства в российские проекты, создано Российское инвестиционное агентство — некоммерческая неправительственная организация, основная цель деятельности которой состоит в привлечении прямых иностранных инвестиций в экономику РФ.

Инвестиции из-за рубежа крайне важны, но не менее важно создать благоприятные условия для инвестирования российскому бизнесу. Эта задача должна быть решена в первую очередь. Привлечение иностранных инвестиций наряду с явными преимуществами имеет некоторые ограничения (чрезмерная зависимость от иностранного капитала несет в себе угрозу экономической безопасности страны, так как делает экономику уязвимой под влиянием геополитической обстановки, не стимулирует отечественный бизнес вкладывать средства в реальный сектор и др.).

Современное российское законодательство в области инвестиций включает в себя ряд законов и подзаконных актов федерального, регионального и муниципального уровней, а также акты международного права. Очевидно, что система законодательных норм обширна и имеет целью регламентировать различные аспекты инвестиционной деятельности, но вместе с тем огромное количество нормативных актов делает ее малопонятной, особенно для иностранных инвесторов, а многоуровневая структура не исключает фактов противоречия отдельных норм.

Цель инвестиционной политики России сформулирована в «Основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г.» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 г. № 2473п-П7): усиление роли государства как гаранта осуществления благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, предоставление законодательных гарантий инвесторам при реализации инвестиционных проектов.

В «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г.» (утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208) к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности России отнесены недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности, и слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий.

Представляется целесообразным разграничить и систематизировать обозначенные угрозы формированию благоприятного инвестиционного климата в РФ и связанные с ними риски с учетом особенностей инвестирования проектов по обновлению основного капитала [7, с. 116] (Vorontsova etc., 2018):

1) неблагоприятная внешнеполитическая ситуация, агрессивная внешняя политика (риск внесения проекта в санкционные списки);

2) неустойчивость макроэкономической ситуации (резкие колебания курса национальной валюты, низкие темпы роста ВВП, зависимость экономики от экспорта энергоресурсов, высокие темпы инфляции и др.) (риск частичной утраты вложенных средств, их обесценения);

3) непрогнозируемые изменения законодательства, его сложность, неоднозначность толкования отдельных норм, их противоречивость (риск возникновения непрогнозируемых финансовых потерь, риск споров с налоговыми, таможенными и др. органами, риск увеличения срока проекта);

4) отсутствие надежных институтов защиты прав собственности, отсутствие гарантий невмешательства государственных структур в бизнес (риск полной или частичной утраты вложенных средств);

5) неразвитость демократических институтов, отсутствие гражданского общества (непонимание западными партнерами системы общественных отношений в России);

6) слабость финансово-кредитной системы, концентрация финансовых потоков в банковской сфере при недостаточном финансировании реального сектора экономики (риск дополнительных расходов, обусловленных завышенной стоимостью банковских транзакций);

7) коррупция на всех уровнях власти (риск возникновения непредсказуемых расходов, риск полной или частичной потери вложенных средств).

В упомянутой выше Стратегии экономической безопасности РФ содержится косвенное указание на неудовлетворительное состояние инвестиционного климата в России. Так, одной из задач Стратегии является «. предупреждение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в т.ч. с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием РФ». То обстоятельство, что в документе такого уровня декларируется борьба с подобными формами правонарушений в экономической сфере, содержит факт официального признания их наличия в масштабах, угрожающих экономической безопасности РФ.

Согласно данным международных рейтинговых агентств, таких как The Global Innovation Index — 2019, Transparency International, в которых Россия традиционно занимает последние места в рейтингах по таким показателям, как «Верховенство права», «Политическая обстановка», «Эффективность деятельности правительства», а также «Неподкупность чиновников», «Независимость СМИ», «Объективность судебной системы» и мн. др. [14, 17], инвестиционный климат в России также не является благоприятным.

Отечественные экспертные группы, такие как Агентство стратегических инициатив, также свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии инвестиционного

климата, проводя анализ инвестиционной привлекательности регионов по таким показателям, как уровень развития инфраструктуры, защита инвестиций, развитие форм поддержки предпринимательства и др. Например, Тверская область не входит в список 20 регионов, инвестиционный климат которых считается удовлетворительным (ни в 2018 г., ни в 2019 г.) [13].

Показательны данные опроса хозяйствующих субъектов о причинах, препятствующих инвестированию средств в реальный сектор экономики РФ (табл. 2).

распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в части обновления основного капитала (в процентах от общего числа организаций)

Факторы, препятствующие осуществлению инвестиционной деятельности / год 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Недостаточный спрос на продукцию 23 28 27 23 23 22

Недостаток собственных финансовых ресурсов 60 61 61 57 60 62

Высокий процент коммерческого кредита 29 56 56 53 54 56

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 16 42 46 45 46 46

Инвестиционные риски 30 60 50 51 58 60

Неудовлетворительное состояние технической базы 7 18 22 20 25 25

Низкая доходность инвестиций в основной капитал 13 22 20 20

Неопределенность экономической ситуации в стране 34 66 61 57 62 64

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 11 27 27 29 34 38

Источник: составлено авторами по данным Росстата за 2014-2019 гг. [9, 16].

Статистические данные показывают, что главными для бизнеса факторами, препятствующими вложению средств в обновление основного капитала, являются нестабильность экономической ситуации, сложность ее прогнозирования и недостаточный объем собственных денежных средств (64% и 62% соответственно в 2019 г., а в 2015 г. неопределенность отечественной экономики стала главной причиной нежелания осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты — 66%, тогда как на отсутствие собственных средств жаловались 61% респондентов). Кроме того, по сравнению с «поворотным» 2014 г. критически (в 2-3 раза) возросла значимость для инвесторов таких факторов, как доступность кредитных ресурсов, инвестиционные риски (с 30% в 2014 г. до 60% в 2019 г.), несовершенство законодательства (с 11% в 2014 г. до 38% в 2019 г.).

Состояние инвестиционного климата напрямую влияет на состояние промышленности страны: проекты обновления основного капитала отличаются от прочих инвестиционных проектов длительностью, потребностью в больших объемах финансовых средств, периодом окупаемости более 1 года, поэтому от того, будут ли заинтересованы инвесторы в размещении своих средств на долгосрочной основе, во многом зависит активность бизнеса в обновлении производственной базы, масштабы и качество обновления.

Неблагоприятный инвестиционный климат обуславливает недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики и, соответственно, низкие темпы и низкое качество процесса обновления основного капитала, следствием чего является отставание в области высоких технологий.

Для анализа влияния инвестиционного климата на процессы обновления основного капитала целесообразно применить системный подход, который предполагает учет во взаимосвязи и взаимозависимости всех факторов, образующих инвестиционный климат: экономических, административно-правовых, политических, социальных, экологических, и их воздействие на конкретное предприятие, группу компаний, отрасль, промышленность, национальную экономику.

Комплексная оценка влияния группы факторов инвестиционного климата на иерархических уровнях хозяйствования рассмотрена проф. Г.А. Александровым и группой ученых, предлагающих использовать для такого анализа методологический прием, именуемый «АВС-матрица» (AVS matrix). Данная методика основана на построении матрицы, по горизонтальной оси которой расположены 4 группы факторов инвестиционного климата (административно-правовые, экономические, ресурсно-технические, социально-экологические), а по вертикали — 4 уровня хозяйственной системы (предприятие, отрасль, регион, национальная экономика) [5] (Aleksandrov, Vyakina, Skvortsova, 2014). На пересечении горизонталей и вертикалей, т.е. в каждой из 16 ячеек матрицы, представлена взаимосвязь «уровень — фактор», что позволяет оценить влияние определенных групп факторов на каждый уровень хозяйствования. В нашем исследовании мы не будем подробно останавливаться на изучении этой методики, отметим лишь, что она является всесторонней и вполне исчерпывающей и может быть применена также для совершенствования методологии оценки несистематической составляющей инвестиционных рисков.

Поскольку вложение средств в обновление производственной базы по ряду признаков отличается от других инвестиционных проектов, целесообразно рассмотреть систему элементов инвестиционного климата, непосредственно оказывающих влияние на процессы обновления основного капитала (табл. 3).

Несмотря на многообразие факторов, влияющих на активность процессов обновления основного капитала, базовой, ключевой компонентой благоприятного инвестиционного климата в любой сфере деятельности является соблюдение принципа главенства закона. Это условие, без которого само существование бизнеса ставится под угрозу, не говоря уже о перспективах его долгосрочного развития.

Элементы инвестиционного климата, оказывающие влияние на процессы обновления основного капитала

Наименование фактора Содержание фактора

1. Налоговая система Данный показатель включает в себя целый комплекс инструментов косвенного воздействия государства на бизнес: налоговые режимы, ставки налогов, сложность исчисления налогов, механизм предоставления налоговой отчетности, бремя налоговых проверок, наличие или отсутствие адресных налоговых преференций, льгот, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков, а также четкость и однозначность установленных норм законодательства в сфере налогообложения. При ведении хозяйственной деятельности, реализации долгосрочных инвестиционных проектов, какими являются техническое перевооружение, реконструкция производства, без учета особенностей налоговой системы РФ невозможно осуществлять управление денежными потоками, определять такие важнейшие финансовые показатели, как срок окупаемости проекта, величина чистой прибыли, рентабельность активов и т.д.

2. Система защиты прав инвесторов Данный элемент является достаточно обширным и включает в себя такие показатели, как непротиворечивость, понятность законодательной базы, а также контроль за исполнением законов, соблюдение принципа главенства закона, независимость, объективность и беспристрастность судебной системы, ее политическая нейтральность и легитимность. Учитывая перечисленные выше специфические особенности инвестиционных проектов по обновлению основного капитала, от того, насколько отечественный и зарубежный бизнес будет чувствовать себя юридически и экономически защищенным, во многом зависит сам факт инвестирования в реальный сектор экономики. Обновление основного капитала априори подразумевает ориентацию на долгосрочное развитие, о котором не может быть речи, если нет уверенности в сохранении и защите бизнеса

3. Потенциал внутреннего рынка, уровень конкуренции Данный фактор включает в себя такие показатели, как уровень монополизации рынка, добросовестность ведения конкурентной борьбы, политика правительства по поддержке отечественных производителей, обеспечение равных условий для всех участников (конкурентов) инвестиционной деятельности. Следует отметить, что российскую систему хозяйствования отличает диктатура естественных монополий и госкорпораций. В настоящее время российское правительство, вводя ограничения на ввоз из-за рубежа определенных товаров, в том числе промышленного назначения, делает попытки поддержки отечественных производителей. Однако наряду с другими, противоположными по своей сущности, мерами, такими как увеличение налоговой нагрузки, положительный эффект от такой «поддержки» остается минимальным. Кроме того, учитывая степень износа основного капитала промышленных предприятий машиностроительных отраслей в России, на сегодняшний день фактически отсутствует производственный потенциал для создания отечественного высокотехнологичного оборудования

4. Политика Центрального Банка На сегодняшний день кредитно-денежная политика, проводимая Центробанком РФ, не способствует развитию рынка заемного финансирования. С одной стороны, сказываются результаты мероприятий по оздоровлению банковской сферы, в результате которых многие кредитные организации в одночасье могут лишиться лицензии. Такая непредсказуемость снижает привлекательность

Окончание таблица 3

наименование фактора содержание фактора

и существенно увеличивает риски заемного финансирования. С другой стороны, дороговизна кредитных ресурсов делает их малодоступными для бизнеса, особенно на начальном этапе его развития, в период, когда потребность в денежных средствах особенно велика. Несмотря на неустойчивую тенденцию к снижению, ключевая ставка ЦБ РФ на сегодняшний день остается одной из самых высоких не только США и Евросоюзе, но даже в Азиатско-Тихоокеанском регионе [15]. Приближение ключевой ставки к показателю средней рентабельности активов (5,4% в обрабатывающей промышленности) позволило бы снизить стоимость заемных средств, столь необходимых реальному сектору экономики

5. Уровень риска Согласно Методическим рекомендациям по оценке инвестиционных проектов (утв. приказом Министерства экономики, Министерства финансов, Госкомитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 г. № ВК477), при инвестировании следует учитывать 3 вида рисков: страновой, риск надежности участников проекта и риск неполучения предусмотренных проектом доходов. Данный перечень может быть дополнен риском изменения законодательства, риском незаконных действий со стороны региональной и местной власти, коррупционным риском и др.

Источник: составлено автором.

Добиться устойчивого экономического роста невозможно без формирования цивилизованного инвестиционного рынка, законные интересы и права всех участников которого должны гарантироваться государством. Это создаст необходимую основу для интенсивного обновления основного капитала промышленных предприятий страны, в т.ч. на инновационной основе.

Итак, основными проблемами, обуславливающими неудовлетворительное состояние инвестиционного климата в России и препятствующими притоку инвестиций в реальный сектор экономики, являются: на макроуровне — непредсказуемость внешней политики и, как следствие, режим введенных экономических ограничений в отношении РФ, зависимость основных макроэкономических показателей от экспорта углеводородов, аккумулирование финансовых потоков в экспортно-сырьевой сфере в ущерб обрабатывающей промышленности, несовершенство правового регулирования инвестиционной деятельности. На мезоуровне — несовершенство регионального законодательства, отсутствие надежных механизмов защиты прав участников инвестиционных проектов, коррупция в органах власти. На микроуровне — завышенная стоимость кредитных ресурсов, дефицит на рынке высокотехнологичного оборудования отечественного производства, нехватка персонала нужной квалификации, недостаточное количество научно-исследовательских центров, лабораторий.

Рисун ок 2. Направления государственной политики по улучшению инвестиционного климата

Источник: авторская разработка.

Вместе с тем реализация проектов по эффективному обновлению основного капитала требует значит ельных капиталовложений на длительную перспективу. Данная задача не может быть решена с помощью краткосрочных кредитов, предоставляемых банками и другими кредитными организациями, так как последние имеют целью получение сиюминутной прибыли и малый срок окупаемости инвестиций. Поэтому необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата РФ с целью привлечения долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. Важнейшие направления государственной политики по улучшению инвестиционного климата содержатся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, ред. от 28.09.2018 г.). Авторы считают нужным дополнить данный перечень рядом мер и инициатив (рис. 2).

Поэтапная реализация каждого из перечисленных направлений должна создать условия для оздоровления национальной экономики, ориентировать бизнес на долгосрочное развитие, активизировать инвестиционную деятельность внутри страны, а также сделать экономику России привлекательной и открытой для притока внешних инвестиций, восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса, передовых технологий.

Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку практических рекомендаций в рамках перечисленных выше направлений государственной политики, включающих реформирование налогового, таможенного, бюджетного и др. законодательства, коррекцию политики Центрального банка, развитие института частной собственности и обеспечение гарантий ее неприкосновенности, реализацию государственных программ по поддержке промышленности.

1. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 г. (утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 22.03.2020 ).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru ( дата обращения: 13.12.2017 ).

3. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утв. Правительством РФ 05.08.2005 г. № 2473п-П7. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 04.01.2020 ).

4. Александров Г.А., Розов Д.В. Инновационное обновление основного капитала предприятий как одно из условий безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — № 37(226). — с. 2-12.

5. Александров Г.А., Вякина И.В., Скворцова Г.Г. Инвестиционный климат и инвестиционные риски: методология анализа взаимосвязи и оценки // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 22(259). — с. 12-22.

6. Александров Г.А. и др. Обновление основного капитала: Инновации. Инвестиции. Организационно-экономический механизм. / Монография. — М.: «Креативная экономика», 2018. — 324 с.

7. Воронцова А.В. и др. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2018. — № 4. — с. 116-119.

8. Вукович Г.Г., Кравцова К.В. Инвестиционный климат в РФ: исследование механизма реализации инвестиционной политики РФ // Общество: политика, экономика, право. — 2012. — № 3. — с. 61-66.

9. Инвестиции в России 2019. / Статистический сборник. — М.: Росстат, 2019. — 188 с.

10. Кобилев А.Г., Лачин Ю.В. Влияние иностранных инвестиций на развитие реального сектора экономики России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2015. — № 3(58). — с. 7-10. — url: http://www.journal-nio.com/index.php?option=com_content &view=artide&id= 3479%3Apubl&Itemid =144.

11. Кохно П.А., Ситников С.В. Управление инвестиционными возможностями высокотехнологичных предприятий // Проблемы теории и практики управления. -2018. — № 10. — с. 132-141.

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

13. Официальный сайт Центрального Банка РФ. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01122017.pdf.

14. Россия заняла 131-е место по индексу коррупции Transparency International. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/ world/546854 (дата обращения: 04.01.2020).

15. Таблица процентных ставок ЦБ мира. Рынок Форекс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fxstreet.ru.com/economic-calendar/interest-rates-table (дата обращения: 29.12.2018).

16. Инвестиции в нефинансовые активы. Структура инвестиций в основной капитал. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gks/ru/investment_nonfinancial?print=1 (дата обращения: 25.03.2020).

17. Global Innovation Index. [Электронный ресурс]. URL: https://www.global innovation-index.org/report-2019 (дата обращения: 25.03.2020).

Investitsii v Rossii 2019 [Investments in Russia 2019] (2019). M.: Rosstat. (in Russian). Aleksandrov G.A. i dr. (2018). Obnovlenie osnovnogo kapitala: Innovatsii. Investitsii. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm [Updating of fixed capital: Innovation. Investment. Organizational-economic mechanism] M.: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).

Aleksandrov G.A., Rozov D.V. (2013). Innovatsionnoe obnovlenie osnovnogo kapitala predpriyatiy kak odno iz usloviy bezopasnosti Rossii [Innovative updating of fixed capital of enterprises as one of the conditions for Russia’s security]. National interests: priorities and security. (37(226)). 2-12. (in Russian). Aleksandrov G.A., Vyakina I.V., Skvortsova G.G. (2014). Investitsionnyy klimat i investitsionnye riski: metodologiya analiza vzaimosvyazi i otsenki [Investment climate and investment risks: methodology for the analysis of relationship and evaluation]. National interests:priorities and security. (22(259)). 12-22. (in Russian). Global Innovation Index. Retrieved March 25, 2020, from https://www.global

innovationindex.org/report-2019 Kobilev A.G., Lachin Yu.V. (2015). Vliyanie inostrannyh investitsiy na razvitie realnogo sektora ekonomiki Rossii [The impact of foreign investment on the development of the real sector of the Russian economy]. Science and education: economy and entrepreneurship; law and management. (3(58)). 7-10. (in Russian). Kokhno P.A., Sitnikov S.V. (2018). Upravlenie investitsionnymi vozmozhnostyami vysokotekhnologichnyh predpriyatiy [Management of investment opportunities of hi-tech enterprises]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (10). 132141. (in Russian).

Vorontsova A.V. i dr. (2018). Problemy formirovaniya blagopriyatnogo investitsionnogo klimata v Rossiyskoy Federatsii [Problems of creating a favorable investment climate in Russian Federation]. RISK: Resources, information, supply, competition. (4). 116119. (in Russian).

Vukovich G.G., Kravtsova K.V. (2012). Investitsionnyy klimat v RF: issledovanie mekhanizma realizatsii investitsionnoy politiki RF [Investment climate in the Russian Federation: research of the implementation of the investment policy]. Society: politics, economics, law. (3). 61-66. (in Russian).

Проблема привлечения инвестиций в сектор экономики

Задача данного параграфа ВКР — рассмотреть перспективы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Российской Федерации.

Проблема привлечения инвестиций в реальный сектор экономики существует многие десятилетия и сохраняет свою научную и практическую значимость до настоящего времени. Инвестиции являются фактором экономического роста, дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров и услуг.

Проведение инвестиционной сбалансированной политики государства — залог обеспечения положительной динамики в реальной экономике. Инвестиционная привлекательность реального сектора во многом определяется состоянием промышленной конъюнктуры и тенденциями изменений основных макроэкономических показателей: темпа инфляции, ВВП, уровня политической неопределенности, ставок по заемному капиталу и так далее [12, с. 387].

В условиях турбулентности мирового хозяйства и внутренней неустойчивости российской экономики объем инвестиций в промышленно ориентированные отрасли страны сокращается, а отток капитала из реальной экономики усиливается, эти средства переориентируются в более консервативные источники вложений. Дестабилизация национального хозяйства на фоне политической нестабильности на Украине, введения санкций и резкого падения цен на «черное золото» ознаменовало новый структурный кризис в стране, который ориентирован на все сферы функционирования экономики.

В нынешних реалиях особенно уязвим реальный сектор экономики, так как для него характерен высокий риск невозврата капитала на фоне резкого снижения потребительского спроса и роста числа предприятий-банкротов. Экономическая неопределенность в 2014 году привела к тому, что объем инвестиций в основные фонды хозяйствующих субъектов со стороны иностранных партнеров уменьшился на 3%, положительная динамика была достигнута только за счет собственных резервов предприятий [25].

К числу секторов экономики, в которых объем инвестиций снизился на 10-20%, относятся: машиностроение, металлургия, добыча полезных ископаемых. Отрицательная динамика финансирования реальной экономики может привести к острой нехватке инвестиций в перспективе или к торможению развития материального и нематериального производства в условиях внешних торговых ограничений и эскалации санкций.

Иностранный капитал является эффективным источником, с помощью которого реальная экономика может выйти из состояния дестабилизации.

Инвестиционный климат — это сложившаяся на протяжении большого промежутка времени совокупность политических, социально-экономических, природных и административных условий, определяющих масштаб, объем и темпы привлечения капитала в экономику. Это наиболее обобщенный показатель инвестиционных процессов в стране [45, с 278].

Современное состояние сферы инвестирования остается недостаточно привлекательным для потенциальных клиентов. Причинами, ухудшающими инвестиционный климат России, являются:

· геополитическая нестабильность (конфликт на Украине, исламский терроризм);

· противоречивое законодательство и постоянно меняющийся Налоговый Кодекс;

· высокий уровень инвестиционных рисков;

· плохой менеджмент на предприятиях;

· низкое развитие инфраструктуры (консалтинга, страхования, гостиничного бизнеса и т.д.);

· низкий кредитный рейтинг;

· ослабление рубля в 2015 году;

Сегодня Россия выступает на международной арене как экспортер сырьевых ресурсов и как импортер высокотехнологической продукции. Такая отраслевая структура дает понять, какие категории иностранных партнеров готовы инвестировать в отечественную экономику, несмотря на высокие риски. В первую очередь, это крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие капиталовложения в Россию, как способ получить доступ сырьевому сегменту экономики. Средний и мелкий капитал привлекает российская экономика сверхвысокой рентабельностью некоторых проектов, например: в сфере торговли, строительства и предоставления услуг.

Постоянными инвесторами остаются и компании, которые незаконно вывезли капитал из России, легализовали его за рубежом. Несмотря на экономическую нестабильность риски этой категории инвесторов в России низкие, так как они хорошо знают местную специфику и успели наработать обширные деловые контакты [16].

На рисунке 7 представлена динамика объема инвестиций в реальную экономику за 2011-2014 год.

Общий объем инвестиций в реальный сектор экономики, поступивших от зарубежных инвесторов, за рассматриваемый период увеличился. Однако большинство экспертов связывают этот рост с повышением цен на товары сырьевой группы. Основная задача инвестиционной политики — поиск партнеров

Более 80% всех иностранных инвестиций в Россию представлены капиталовложениями европейских стран: Нидерландов, Великобритании, Германии и т.д.

Объем иностранных инвестиций за 2011-2014 гг

Рис. 7. Объем иностранных инвестиций за 2011-2014 гг.

В связи с введением экономических санкций большинство европейских инвесторов покинуло российский рынок. Те, кто остался, предлагает совсем невыгодные условия. Нехватка инвестиционных ресурсов в 2015 году послужила для поиска новых источников в мире.

На рисунке 8 и 9 представлены основные направления вложения средств за 2013-2014 гг.

Приоритетные направления вложений иностранных инвесторов, в%

Рис. 8. Приоритетные направления вложений иностранных инвесторов, в%

Приоритетные направления вложений иностранных инвесторов, в%

Рис. 9 Приоритетные направления вложений иностранных инвесторов, в%

Активность зарубежных фондов в 2014 году существенно сократилась по направлению «создание новых предприятий». Введение ограничений к российским активам и усиление неопределенности стали причинами принятия инвесторами выжидательной тактики по долгосрочным проектам.

В первую очередь, Россия обращает внимание на китайские инвестиции, объем которых за 2014 год превысил 30 млрд. долларов. Для потенциала реального сектора эти средства незначительны. К тому же, Китай редко предоставляет льготы, снижение ставки на один процентный пункт может обсуждаться годами. Полагаться только на данный источник нельзя.

Крупным инвестором России пока еще выступает Ближний Восток. Однако западное влияние на некоторых крупных игроков этого региона заставляет их закрывать для себя российский рынок. В качестве другой причины низкой деловой активности выступает социально-правовая система. При осуществлении совместной деятельности с отечественными хозяйствующими субъектами партнеры с Ближнего Востока оперируют собственной системой права, которая не соответствует российской, а иногда ей противоречит. Говорить о долгосрочных контрактах с такими партнерами не приходится.

Перспектив получить значительные капиталовложения от латиноамериканских партнеров нет. Южная Америка остается самым «нестабильным» континентом мира. Большинство ее стран находятся на грани кризиса.

Создание ЕАЭС не привело к ожидаемым результатам. Несмотря на рост товарооборота между странами-участницами, объем инвестиций в российскую экономику не увеличился. Большая часть инвесторов предрасположена к сотрудничеству с Беларусью, чем с Россией, так как на фоне геополитической нестабильности ее экономика лишь окрепла.

Таким образом, оставшийся объем инвестирования после санкций катастрофически мал и не может покрыть все потребности хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах. Нехватка капитала, в первую очередь, отражается на малом и среднем предпринимательстве, которое не имеет резервов для устранения последствий кризисных ситуаций [50, с. 137].

Подходы к решению вопроса финансирования реального сектора в современных условиях.

Прогрессивное сокращение объемов инвестирования в реальную экономику потребовало от государства принятия антикризисных мер по стабилизации финансовой системы и предоставлению помощи предпринимателям в виде гарантий или субсидий. Основной акцент государство сделало на фондах поддержки и аккумулирования прямых инвестиций. В период дестабилизации экономики основной целью этих структурных единиц является привлечение стратегических инвесторов и создание эффективного механизма перераспределения полученных средств на финансирование наиболее значимых инвестиционных проектов для экономики. Помощь в привлечении реальных инвестиций оказывают и венчурные фонды, которые стимулируют перераспределение капитала в наукоемкие отрасли.

В условиях сложной ситуации основные надежды возлагаются на институты развития в реальной экономике. Организационно-экономические структуры формируют высокий экономический потенциал путем инвестирования в создание инновационных продуктов, производственно-технологическую инфраструктуру и т.д.

Целями привлечения иностранного капитала институтами развития являются:

· улучшение инвестиционного климата;

· поддержка и сопровождение инвестиционных проектов;

· переориентация на инновационную экономику через модернизацию и импортозамещение.

Без корректировки законодательной базы, закрепляющей взаимодействие между государством и иностранным инвестором, невозможно достичь стабилизации экономики и притока капитала в значимые отрасли. Иностранные партнеры и ранее не были уверены в возврате вложенных средств, не говоря уже о получении прибыли. Нынешняя неопределенность только закрепила убеждения, что вести бизнес в России — это высокий риск [41].

Эксперты полагают, что в ближайшие 2 года на уровне государства необходимо сформировать оптимальный размер налогов и тарифов, который будет сопоставим с условиями инвестирования в странах-конкурентах.

Для привлечения инвесторов в реальную экономику эффективным инструментом является механизм создания свободных экономических зон. В настоящее время в них ведут бизнес преимущественно отечественные предприниматели, ориентированные на внутренний рынок. Допуск в свободные экономические зоны иностранных партнеров позволит не только получить дополнительные налоги в бюджет из их бизнеса, но и внедрить в сферу материального или нематериального производства новые технологии и управленческие компетенции [39].

Особую роль следует уделить снижению трансакционных издержек инвестора (не относящихся к прямым затратам на реализацию инвестиционных проектов). Необходимо разработать механизм регулирования тарифов на услуги монополий, снизить уровень криминальной опасности и устранить барьеры на вход в отрасль через сокращение времени на регистрацию совместного предприятия, получения разрешений на ведение деятельности и т.д.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Сложная макроэкономическая ситуация, снижение цен на товары сырьевой группы и, как следствие, ослабление отечественной валюты стали причиной поиска новых источников финансирования реальной экономики. Предыдущий 2014 год стал самым неблагоприятным по результатам инвестирования для страны, несмотря на то, что объемы иностранных капиталовложений за этот год увеличились по сравнению с 2013 годом на 1020 миллионов долларов. Сокращение инвестиционной активности отразилось на экономическом росте и модернизации сферы производства.

2. Низкая инвестиционная эффективность в рассматриваемый период вызвана не только введенными санкциями. Это вполне объяснимый процесс, причины которого кроются в несовершенстве законодательной базы, наличии административных барьеров и т.д. В ближайшее время ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. Вкладывать капитал в реальную экономику, которая «зависла» не будет ни один отечественный, ни иностранный инвестор. Россия на пороге кардинальных реформ, целью которых должно стать создание благоприятных инвестиционных условий.

3. Для возобновления деловой активности эксперты полагают, что в первую очередь, необходимо дождаться стабилизации на Украине для снятия санкций. Затем необходимо заняться вопросами усовершенствования законодательной базы и правоприменительной практики. Только так можно повысить имидж России в глазах иностранных инвесторов и создать благоприятные условия для капиталовложений отечественными субъектами.

Проблема привлечения инвестиций в сектор экономики

Стабилизация экономики России и переход к устойчивому экономическому росту требует решения одной из острейших проблем — преодоления кризиса в инвестиционной сфере. Несмотря на экономический рост, наблюдающийся в экономике России в последние годы, вопрос «инвестиционного голода» не снят с повестки дня. Это означает, что наметившийся экономический рост не имеет источников в перспективе. Сегодня экономический ростэто результат благоприятных условий, сложившихся на мировом сырьевом рынке и интенсивного развития отраслей сырьевого характера. Поскольку конъюнктура внешнего рынка не устойчива, то благоприятные факторы могут носить временный характер. Ухудшение экспортных условий приведет к его сокращению и снижению экономического роста. Устойчивый же экономический рост, необходимый российской экономике, должен опираться на активный процесс инвестирования не только в добывающие отрасли, но и в отрасли обрабатывающего комплекса, испытывающие острую необходимость в инвестициях для их модернизации.

Проблема стимулирования инвестиций является актуальной особенно для стран, осуществляющих переход к рынку, так как прежние механизмы капиталовложений в экономику утрачиваются, государство перестает быть основным инвестором. Отсюда актуальна проблема привлечения инвестиций из других источников. Одним из них является становление и развитие рынка капиталов (инвестиционных ресурсов).

Источники инвестиций многообразны. Это собственные средства предприятий, так называемая нераспределенная прибыль. Сегодня для многих компаний это основной источник инвестирования. Однако, около 40 % предприятий России не имеют прибыли для этих целей, ибо работают в условиях значительной или полной изношенности основных фондов.

Другой источник инвестиций — заемные средства. Они в структуре инвестиций отечественных предприятий составляют незначительную долю, всего 1012 %, что в 2-3 раза меньше, чем в развитых государствах. Невелики и долевые инвестиции от продажи акций и производных долевых ценных бумаг, что объясняется, бесперспективностью большинство российских акционерных предприятий, с точки зрения потенциальных инвесторов, а также незаинтересованностью ряда предприятия в доступе сторонних инвесторов из-за опасений потери контроля и части прибыли.

Привлечение в экономику иностранных инвестиций также сопряжено с рядом трудностей не только экономического, но и политического характера.

Вместе с тем, в России имеется существенный источник инвестиций мало востребованный это сбережения, а именно, сбережения домохозяйств.

В макроэкономической теории между сбережениями и инвестициями прослеживается четкая взаимосвязь. Поскольку сбережения уменьшают потребление, а соответственно и совокупный спрос, то для поддержания равновесного объема производства, сокращение в совокупном спросе за счет одного элемента должно быть компенсировано ростом другого его элемента — инвестиций. Источником роста инвестиций выступают сбережения домохозяйств, попавшие в банковскую сферу и полученные фирмами в форме кредитов, т.е. доходы, изъятые из экономики в форме сбережений, возвращаются в нее в форме инвестиций. К сожалению, данная схема плохо работает из-за недостаточного развития передаточного механизм банковской системы.

Значительная доля сбережений российских домохозяйств находится вне банковской системы, что связано с недоверием населения банкам, порожденным кризисом банковской системы в 90-е годы. Хотя данное доверие постепенно восстанавливается, но перелома еще не наступило. Сама банковская система России на протяжении 90-х годов была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе и в минимальной степени на инвестиции в реальный сектор экономики. Кредиты банков составляют всего 4,3 % общего объема соответствующих источников финансирования. Главными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложений в реальный капитал, краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов.

Активизация инвестиционных процессов ни в одной экономике не происходит автоматически. Рынок не содержит механизмов, которые бы направляли инвестиции в отрасли и производства с недостаточной прибылью. Поэтому в условиях развития рынка без государственного регулирования и стимулирования инвестиций не обойтись. Причем речь должна идти не только об участии государства в инвестиционном процессе, но и о выработке механизма стимулирования им различных источников инвестиций, прежде всего, банковских кредитов.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-privlecheniya-investitsiy-v-realnyy-sektor-ekonomiki-rossii

Источник https://studbooks.net/1837365/ekonomika/perspektivy_privlecheniya_investitsiy_realnyy_sektor_ekonomiki_rossiyskoy_federatsii

Источник https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15609