Оформляем коммерческие предложения по 44-ФЗ
Коммерческие предложения по 44-ФЗ — это самый простой способ получить актуальную информацию о ценах на рынке. Без этих данных невозможно обосновать НМЦК методом анализа рынка. В статье разберем требования к коммерческим предложениям по 44-ФЗ.
Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК) — один из этапов планирования закупки. Закон о контрактной системе установил требование в первую очередь применять метод анализа рынка. Это приводит к необходимости использовать в процессе определения стоимости объекта в том числе и коммерческие предложения. При этом за ошибки или несоблюдение порядка обоснования НМЦК установлена административная ответственность в виде штрафа до 10 000 руб., что.является неприятным дополнением.
Понятие
Для поставщика, сфера деятельности которого связана с потребностью заказчика, коммерческое предложение — официальный документ, который подтверждает стоимость его товара, работы, услуги с определенными характеристиками на конкретный период, но при этом не влечет обязательства по заключению договора.
Ч. 2 — 6 ст. 22 44-ФЗ описывает правила применения метода анализа рынка и указывает, что при обосновании стоимости контракта таким методом необходимо сравнить расценки на товары или услуги, которые аналогичны объекту планируемой закупки. Для этого нужно получить актуальную информацию о рыночных ценах. И самый простой способ сделать это — осуществить запрос коммерческого предложения (образец можно посмотреть ниже) у компаний, которые поставляют такие товары или оказывают подобные услуги.
Порядок получения информации о расценках
Разработаны методические рекомендации по применению методов определения НМЦК (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567). Чтобы собрать данные о расценках, заказчику рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам, а в определении НМЦК использовать уже не менее трех цен, которые предоставлены различными поставщиками (п. 3.19).
Алгоритм подачи такого запроса следующий:
- Составить описание объекта закупки, указав его количественные и качественные характеристики (читайте статью «Как написать техническое задание для тендера»).
- Указать существенные условия поставки товаров, выполнения работ, которые влияют на их стоимость: территориальное расположение, сроки доставки, выполнения работ, наличие гарантии, необходимость осуществления наладки, монтажа, обучения лиц и др.
- Выбрать целевую аудиторию рассылки. При этом, согласно рекомендациям Минэкономразвития, поставщики должны обладать опытом аналогичных поставок, в том числе иметь в течение последних трех лет опыт исполнения контрактов без применения неустоек. На этом этапе заказчик может воспользоваться информационно-поисковыми системами либо общедоступными справочниками организаций. Проверить, как поставщик исполнял контракты в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, можно на сайте Единой информационной системы (ЕИС) в реестре контрактов. Для этого нужно ввести наименование или ИНН победителя.
- Оформить запрос и разослать его потенциальным партнерам. При этом, по мнению Минэкономразвития (Письмо от 10.05.2016 № Д28и-1308), в целях обоснования НМЦК считается допустимым использовать факсимильную связь или электронную почту для подачи запросов и получения ответов.
- Получить ответ, проанализировать данные и составить обоснование.
Необходимо обратить внимание, что срок действия коммерческого предложения по 44-ФЗ не установлен. Эта информация должна быть указана в ответном документе. Это сделано, чтобы исключить обоснование на основе неактуальных цен.
Расценки прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) необходимо приводить к текущему уровню путем применения коэффициента пересчета.
Помимо направления запросов поставщикам, Минэкономразвития рекомендует осуществлять еще несколько процедур: поиск цен в реестре контрактов ЕИС, сбор и анализ общедоступной ценовой информации (реклама, каталоги, статистическая отчетность и др).
Образец запроса коммерческого предложения по 44-ФЗ
Образец коммерческих предложений по 44-ФЗ
Запрос предложений, как способ определения поставщика
Не стоит путать запрос коммерческих предложений, которые собираются в целях определения НМЦК для дальнейшего проведения заказа, и запрос предложений, как конкурентный способ закупки, предусмотренный ст. 83 44-ФЗ или Положением о закупках в рамках 223-ФЗ.
Такой способ закупки аналогичен конкурсу, где присутствуют критерии оценки заявок, а участники в конвертах подают данные о цене и остальных условиях исполнения контракта.
О техническом предложении (форме № 2) простыми словами
Готовя заявку на электронный аукцион, поставщик сталкивается с необходимостью составить техническое предложение или форму № 2. В зависимости от специфики закупки, этот документ может быть весьма объемным. Однако его подготовка — основной этап составления аукционной заявки.
Суть технического предложения
Объявляя закупку, заказчик в техническом задании предъявляет определенные требования к используемым поставщиком материалам или предлагаемым товарам. Эти требования могут быть техническими, функциональными, качественными. Приведем несколько простых примеров, чтобы пояснить требования к материалам и товарам:
- При сооружении здания заказчик предъявляет требования к строительным материалам — кирпичу, бетону и прочим.
- Закупая автомобиль, заказчик выдвигает требования к его характеристикам.
- Приобретая услуги по клинингу, заказчик может выдвинуть требование к используемым для обработки помещения химическим средствам.
Эти требования излагаются в отдельном приложении к техническому заданию. Зачастую оно имеет вид таблицы, в которой рядом с параметром, указанным заказчик, поставщик имеет возможность отразить соответствующий параметр предлагаемого им материала или товара. Именно этот документ получил неформальное название форма № 2.
Его история началась еще в период применения закона № 94-ФЗ. Надо отметить, что стандартизированная форма введена в московском регионе постановлением № 67 в качестве рекомендованного документа при составлении технического предложения. В других регионах может применяться иной документ. В том числе требования могут быть изложены в любом виде, например, сплошным текстом, без таблиц. Однако такой документ все равно принято называть формой № 2, хотя его форма может быть свободной.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Форма № 2, требование к болтам
Применение документа
Назначение формы в следующем:
- показать поставщику, какие конкретно требования предъявляются заказчиком к тем или иным материалам либо товарам;
- показать заказчику, что материалы и товары, предлагаемые поставщиком, соответствуют его требованиям.
Однако сегодня зачастую этот документ используется в качестве инструмента, ограничивающего конкуренцию. Причем это делают как недобросовестные заказчики, которые стремятся отдать контракт «своему» поставщику, так и те, кто просто хочет получить более качественные товары или работы.
В первом случае заказчики умышленно вводят требования ко множеству материалов, в том числе и к тем, которые никак не влияют на качество конечного продукта. Например, требования к воде, в которой замешивается бетон. Тем самым заказчик создает условия, при которых поставщики либо не смогут выдержать все требования, либо допустят при заполнении документа ошибки. Причем жалоба в ФАС на подобные действия помогает не всегда — в таких случаях контролеры часто встают на сторону заказчика.
Кстати, не так давно ФАС заявила о том, что выявила новую форму мошенничества, связанную как раз с формой № 2. В ячейках таблицы заказчики внедряли формулы, которые изменяли верные значения параметров на ошибочные.
Во втором случае заказчик таким образом не допускает к участию в тендере поставщиков, которые не в состоянии справиться с формой № 2. Расчет такой: более профессиональные участники рынка, серьезно претендующие на получение госзаказов, либо имеют в штате менеджеров по тендерной документации, либо готовы оплатить услуги сторонних специалистов. В итоге повышается шанс на получение более квалифицированных услуг и качественных товаров.
Особенности заполнения формы
При заполнении формы нужно внимательно изучить инструкцию, которая обязательно должна быть приложена к документации. В инструкции заказчик может установить:
- порядок трактования тех или иных символов или слов, имеющих неоднозначное значение;
- запрет на применение определенных оборотов речи (например, нельзя указывать «более» или «менее», нужно указывать точные параметры материала);
- ГОСТы, которым должны соответствовать материалы (в таком случае они должны соответствовать и ГОСТам, и требованиям заказчика).
Вот основные правила составления формы № 2:
- Поставщик должен указывать товарное наименование (знак) и страну происхождения каждого товара или материала.
Кстати, не следует путать страну происхождения и страну производителя. Например, если головной офис компании находится в США, а производство товара развернуто в Китае, то в качестве страны происхождения нужно указывать Китай.
Обратите внимание! Будет лучше, если техническую сторону заявки на поставку сложного товара или выполнение специфических работ (строительство, монтаж оборудования, создание баз данных) будет составлять узкий специалист. Ведь, например, сметчик гораздо лучше разбирается в марках бетона, чем тендер-менеджер.
Пример Формы 2, материал — щебень
Выводы
Итак, заполнение формы № 2 — зачастую процесс непростой. Особенно если она состоит из 300-500 страниц, что встречается в закупках сложных строительных работ. Однако не стоит из-за этого отказываться от участия в тендере. У поставщика всегда есть варианты: действовать в соответствии с инструкцией по заполнению формы или обратиться к стороннему тендерному специалисту. Лучше все-таки развивать собственные навыки указания требований к материалам, а при необходимости пройти профильное обучение.
Инструкция по составлению технического предложения для участия в тендере
В ч. 2 ст. 66 44-ФЗ обозначается, что заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из 2 частей, а ч. 3 той же статьи этого закона предусматривает деление первой заявочной части ещё на 2 условные части, первая из которых содержит согласие участника на поставку заказываемых закупочных объектов, а вторая включает в себя конкретные товарные показатели, соответствующие техническим предложениям и требованиям, выдвинутым заказчиком для данной закупочной процедуры.
Эта часть в среде профессионалов носит неофициальное название «форма № 2». Обычно она содержит информацию о качестве, технические и функциональные характеристики закупочных объектов, сведения об их надёжности и безопасности.
Форма подачи технического предложения не регламентирована. Чаще всего участники используют тот её вид, который предлагает заказчик.
Применение
Участник закупочного процесса должен заниматься подготовкой технического предложения только в случае, если это требование предусмотрено техническим заданием заказчика.
В таком случае техпредложение служит дополнением и уточнением основных условий, которые не были подробно прописаны в ТЗ.
Как правило, ТЗ по 44-ФЗ должно состоять из:
Возможные ошибки
Некорректно заполненная поставщиком форма № 2 для тендера даёт заказчику право не допустить его до участия в этой торговой процедуре.
Чаще всего при заполнении техпредложения поставщики допускают ошибки в виде:
- дублирования диапазонных значений продукции, взятых из ТЗ заказчика, вместо обозначения конкретных показателей своего товара;
- расхождения характеристик поставляемого товара с заявленными заказчиком в ТЗ требованиями;
отсутствия указания на страну происхождения товара; - отображения в форме № 2 фальшивых данных о товаре, работе, услуге, что грозит участнику попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем при формировании ТЗ и заказчик не должен совершать ошибки в виде включения в техзадание сведений, которые могли бы дать одному из участников конкурсных торгов преимущества перед остальными.
Здесь должно строго соблюдаться правило, при котором подробности ТЗ не могут становиться достоянием третьих лиц до опубликования тендерной закупки в официальных источниках.
Техническое предложение в виде формы № 2, содержащееся в заявке на участие в конкурентной госзакупочной процедуре, при правильном его оформлении обеспечивает тендерным аукционам и прочим торгам штатное их проведение с успешным завершением для участников закупок.
Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/oformlyaem-kommercheskie-predlozheniya-po-44-fz
Источник https://zakupki-kontur.ru/news/o-texnicheskom-predlozhenii-forme-2-prostymi-slovami/
Источник https://tendr.guru/44-fz/instrukcija-po-sostavleniju-tehnicheskogo-predlozhenija-dlja-uchastija-v-tendere