Кто такой специалист по тендерам и как им стать?
Работа тендерного специалиста объединяет комплекс знаний в области юриспруденции, технологий и менеджмента. С чего начать новичку и какими ресурсами пользоваться?
Специалист по тендерам встречается как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Со стороны заказчика обязательно должен быть контрактный управляющий либо целая контрактная служба с руководителем, причем необязательно отдельное подразделение, это могут быть сотрудники различных подразделений, собранные в одну команду, которые выполняют обязанность сотрудника контрактной службы. Также у заказчика может быть руководитель комиссии, член комиссии (конкурсной, закупочной, аукционной, котировочной).
Если рассматривать ситуацию с точки зрения участника (поставщика), то в этом случае многое определяет факт того, кто в компании занимается продажами в том числе и через участие в тендерах: сотрудник коммерческого отдела, сотрудник отдела продаж, любой сотрудник компании.
В чем разница между специалистами заказчика и специалистами по тендерам поставщика? Для заказчиков законом установлено, что лица, которые занимаются закупками, должны иметь определенный уровень образования (ч. 6. ст. 38 № 44-ФЗ). Заказчик включает в состав комиссии тех, кто прошел профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5. ст. 39 № 44-ФЗ).
В отношении заказчиков применяются два профстандарта, а также ряд других документов:
- «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» «О направлении методических рекомендаций…» (для учебных центров, которые занимаются профессиональной подготовкой и переподготовкой).
Законодательная база — это основа знаний специалистов по тендерам. Основополагающий закон — это Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Если даже организация попадает под № 223-ФЗ, но по каким-то причинам не может по нему работать, то она попадает под действие 44-ФЗ. Поэтому № 44-ФЗ должны знать все специалисты по тендерам у любого заказчика.
Помимо этого, важно знать те части Гражданского кодекса, которые относятся к контрактам, договорам. Поскольку любые неправомерные действия заказчика могут быть оспорены и доказаны, важно разбираться и в КоАП. Если тендеры касаются строительных работ, то определенные статьи Градостроительного кодекса тоже не стоит оставлять без внимания. Не лишним будет знание и Трудового кодекса. Определенную роль играет Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку при закупках нередко возникают спорные ситуации по поводу возможных нарушений, и в этих случаях знание закона особенно важно.
Ресурсы для специалиста по тендерам
Информацию о закупках предоставляют следующие ресурсы:
Единая информационная система включает огромные объемы информации по закупкам: планы, планы-графики, информацию о закупках, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, проверок и их результатов. Кроме того, на сайте можно ознакомиться с типовыми контрактами, нормативно-правовыми актами и другими необходимыми документами.
- Электронные торговые площадки (таких площадок сейчас 6). Поставщикам нужно разбираться в регламентах таких площадок и даже в интерфейсах, поскольку у каждой площадки свои особенности. Заказчику в этом смысле проще — он вправе выбрать ту площадку, где ему удобнее работать.
Чем полезен этот источник? Благодаря информационной функции можно ознакомиться со списком компаний, работающих на площадке, и получить информацию по конкретным участникам. Кроме того, можно осуществлять поиск покупателей и потребителей интересующих работ и услуг, а также изучать потребности и предложения работ и услуг от организаций, представленных на ресурсе.
Площадка выступает также и как мощный аналитический инструмент, позволяя сравнивать показатели деятельности компаний, выбирать контрагентов с учетом различных критериев.
- Поисковая система Контур.Закупки. Прежде всего она рассчитана на поставщиков. Они ищут информацию о закупках — это задача поставщика. Подобные площадки позволяют не только производить поиск, но и осуществлять аналитическую работу: какие жалобы были на заказчика, как он платит и т.д.
Информацию о заказчиках / участниках дают следующие ресурсы:
- Реестры: ЕГРЮЛ/ЕГРИП; Реестр недобросовестных поставщиков (можно проверить, числится ли в нем конкретная компания); Реестр жалоб (можно изучить поведение заказчика или поставщика: часто ли на заказчика жалуются и насколько любит жаловаться поставщик).
Информация заказчика — это важная составляющая работы, так как можно наблюдать, кто из конкурентов выходит на рынок. Реестры.
- Сервис быстрой проверки контрагентов Контур.Фокус.
- Официальные сайты органов исполнительной власти, министерств и ведомств.
- Справочные системы: Консультант, Гарант, Контур.Норматив.
- Сообщества и социальные сети.
Какими навыками должен обладать тендерный специалист
Для заказчиков разработаны профстандарты, которые они обязаны применять в отношении своих сотрудников. Речь идет о следующих документах:
- «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок»
Организация-заказчик должна подготовить своего работника таким образом, чтобы он в соответствии со стандартами исполнял свои трудовые функции. У поставщика такой обязанности нет, хотя работник контрактной службы или работник отдела продаж, работая с теми же самыми ресурсами и контрактами, все же должен разбираться в ряде вопросов. Специалист поставщика не обязан касаться вопросов планирования, нормирования, формирования отчетности, но читать соответствующие документы он должен, чтобы понимать, как нормируются закупки у конкретного заказчика, как заказчик формирует план-график. Поиск, анализ, оценка документации, соблюдение регламентов — эти навыки нужны специалисту поставщика.
Повышать профессиональный уровень и квалификацию специалист по тендерам может прежде всего на рабочем месте, накапливая опыт. Однако он может получить и дополнительное образование в учебном центре (очно или дистанционно).
Для получения дополнительного профессионального образования нужно обязательно обладать высшим или средним профессиональным образованием (то есть должен быть документ, подтверждающий его наличие). Либо нужно быть студентом, в настоящее время проходящим обучение.
Как стать специалистом по тендерам: рекомендации экспертов
Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU и эксперт в области проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, советует после изучения двух основополагающих законов начать участвовать в небольших тендерах по 44-ФЗ. Почему? Смотрите в видео:
Олег Бируля, эксперт по тендерам и специалист в области госзакупок, считает, что работа тендерного специалиста объединяет комплекс знаний в области юриспруденции, технологий и менеджмента. Подробнее об этом он рассказывает в видеофрагменте вебинара «Как стать специалистом по тендерам»:
Онлайн-обучение и экспертная поддержка в сфере закупок
Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!
Как стать тендерным специалистом с нуля: курсы по закупкам
По данным рекрутинговых порталов, работодатели предлагают менеджерам по закупкам зарплату от 35 000 до 200 000 рублей в месяц. Встречаются вакансии, где верхняя планка еще выше. Как стать тендерным специалистом? Сначала надо получить базовое непрофильное образование (среднее профессиональное или высшее). Потом — повысить квалификацию или пройти переподготовку в области закупок. Начать можно с нуля. Главное, правильно выбрать учебное заведение.
Кто такой специалист по подготовке тендерной документации
Это человек, который организует участие в торгах, проводимых в рамках системы госзакупок.
ВНИМАНИЕ
Система госзакупок создана для того, чтобы государственные и муниципальные организации, бюджетные учреждения и органы власти приобретали товары, заказывали работы (услуги). По закону эти структуры не могут обратиться к любому поставщику. Они обязаны провести тендер (то есть торги). Потенциальные продавцы и подрядчики участвуют в торгах, и побеждает тот, кто предложит заказчику самые выгодные условия. С победителем заключают контракт (подробнее см. «Госзакупки: кто может стать поставщиком и как это сделать»).
Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку
Тендерные менеджеры нужны как заказчику, так и поставщику.
У госзаказчиков обычно есть должность контрактного управляющего. Это человек, который отвечает за проведение торгов и заключение контракта с победителем. Некоторые учреждения содержат целые контрактные службы. Иногда такая служба является отдельным подразделением, иногда в нее входят представители разных отделов. К тому же заказчик создает закупочные комиссии. В них по закону нужно включать преимущественно тех людей, которые прошли профпереподготовку или повышение квалификации в сфере госзакупок .
Для поставщика четких правил нет. Торгами вправе заниматься любой сотрудник, которого назначит начальство. Главное, чтобы тендерный менеджер обладал нужными знаниями, навыками и опытом.
СПРАВКА
Закупки бывают не только государственными, но и коммерческими. В последнем случае в роли заказчика выступает коммерческая компания. Суть таких торгов та же: выбор поставщика на конкурентной основе. При этом также необходимо участие тендерных менеджеров.
Куда можно устроиться менеджером по тендерам
На одном из популярных порталов, размещающих вакансии, нашлось почти 2 800 предложений работодателей на позицию «специалист по тендерам». Из них на Москву приходится около 800 вакансий. Большинство опубликовано компаниями-поставщиками. Они принадлежат к различным областям: медицинской, логистической, торговой, рекламной и проч.
Что касается заказчиков (как государственных, так и коммерческих), то они тоже ищут тендерных менеджеров. Правда, объявления от них встречаются несколько реже, чем от поставщиков.
Что должен знать и уметь специалист по тендерам
Главное, что нужно изучить — это два основополагающих документа:
- Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Федеральный закон от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Плюс к этому необходимо научиться работать в Единой информационной системе (ЕИС), где размещены сведения о торгах, планы-графики, реестры заключенных контрактов и проч. Понадобятся и навыки работы с электронными торговыми площадками, на которых проходят тендеры (подробнее см.: « Регистрация в ЕИС для поставщиков в 2020 году: пошаговая инструкция по участию в госзакупках »).
Заказать электронную подпись для регистрации в ЕИС Получить через час
ВНИМАНИЕ
Практика показывает, что госзакупки нередко приводят к разногласиям между поставщиками и заказчиками. Участники оспаривают итоги торгов, подают жалобы в антимонопольную службу (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: как участнику торгов пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу»). Иногда дело доходит до суда. Поэтому менеджеру по тендерам нужно разбираться в юридических вопросах, чтобы при необходимости участвовать в спорах.
Должностные обязанности менеджера по госзакупкам
Если тендерный менеджер представляет интересы поставщика, то, как правило, он обязан:
- заказать и продлевать электронную подпись для участия в закупках;
- зарегистрироваться в ЕИС (это даст автоматическую аккредитацию на федеральных торговых площадках для госзакупок). При необходимости — получить аккредитацию на электронных торговых площадках, где проходят коммерческие торги;
- отслеживать закупки (как государственные, так и коммерческие), оценивать рентабельность участия;
ВНИМАНИЕ
Многие опытные поставщики пользуются для поиска информации специальным веб-сервисом «Контур.Закупки». В сервисе можно искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику. Но самое главное — в «Контур.Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы. Такие уведомления позволят поставщику принимать решения об участии в торгах раньше конкурентов.
- составлять и подавать заявки на участие в торгах (по нормам законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ; см. « Госзакупки по 44-ФЗ: как составить заявку на участие в торгах »);
- изучать тендерную документацию, требования заказчиков;
- при необходимости обращаться к заказчикам за разъяснениями;
- контролировать сроки проведения закупок;
- проверять итоги тендеров;
- составлять протоколы разногласий (при их появлении);
- подавать жалобы в Федеральную антимонопольную службу (при нарушениях со стороны заказчика);
- следить за поступлением оплаты по заключенным контрактам;
- оформлять отчетность по результатам торгов.
Менеджеры по тендерам обязаны ориентироваться на профстандарты. Их два. Первый называется «Специалист в сфере закупок» (утв. приказом Минтруда от 10.09.15 № 625н). Второй называется «Эксперт в сфере закупок» (утв. приказом Минтруда от 10.09.15 № 626н). В стандартах перечислены трудовые функции (см. табл.).
Трудовые функции менеджера по госзакупкам
Специалист (стандарт № 625н)
Эксперт (стандарт № 626н)
- предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
- подготовка закупочной документации;
- обработка результатов закупки и заключение контракта;
- составление планов и обоснование закупок;
- осуществление закупочных процедур (подробнее см. «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»);
- проверка соблюдений условий контракта;
- проверка качества товаров, работ, услуг, представленных по контракту;
- мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок
- мониторинг рынка предмета закупок;
- консультирование по закупочным процедурам;
- экспертиза закупочной процедуры;
- экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта;
- управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок;
- аттестация и контроль повышения профуровня работников в структурном подразделении или в организации;
- исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности
Как стать специалистом по тендерам
Прежде всего, следует позаботиться о необходимом уровне образования (не обязательно в области закупок). О каком именно, указано в профессиональных стандартах № 625н и № 626н.
ВНИМАНИЕ
Согласно статье 195.3 Трудового кодекса, работодатель обязан использовать профстандарт в части требований, установленных к квалификации работника. Это в равной степени относится к коммерческим и государственным структурам. Таким образом, у заказчиков и поставщиков требования к образованию кандидатов одинаковые.
В профстандартах упомянуты разные должности (консультант по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий и проч.). Причем, для одной и той же позиции может требоваться разный уровень образования. Это зависит от трудовых функций. Например, если контрактный управляющий собирает данные и готовит тендерную документацию — ему достаточно среднего профессионального образования. Если сам проводит торги — должен получить степень бакалавра.
ВАЖНО
Независимо от требуемого базового уровня (средний, бакалавриат, специалитет или магистратура), нужно еще иметь дополнительное профессиональное образование в области закупок. Это могут быть программы повышения квалификации или профильной переподготовки.
Курсы тендерного специалиста с нуля
Чтобы найти хорошие курсы для начинающих, учтите следующие советы.
- Рассматривайте только аккредитованные учебные заведения.
- Заранее определитесь, где предстоит работать: у заказчика или у поставщика. В зависимости от этого выбирайте программу.
- Убедитесь, что преподаватели не только знают теорию, но лично провели много торгов.
- Удостоверьтесь, что учебный план включает, кроме теории, еще и практические занятия.
Где можно получить образование специалиста по тендерам
Сейчас в Москве и регионах есть немало учебных заведений, которые готовят тендерных менеджеров. Многие проводят занятия онлайн.
Чтобы стать хорошим и высокооплачиваемым специалистом по закупкам, нужно постоянно повышать квалификацию. И как можно раньше начинать участие в торгах. Сочетание теоретических знаний и опыта — залог успеха.
СПЕЦИАЛИСТ ПО ГОСЗАКУПКАМ
На сегодняшний день, сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей.
Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов.
Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов. Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью.
Ситуация с такой профессией как специалист по госзакупкам ничем не отличается. О желательных личных качествах сотрудника контрактной службы уже говорилось в статье «Госзакупки – требования к сотруднику». Задача этой статьи — коротко рассказать об особенностях работы и функционале контрактного управляющего в госзакупках со стороны заказчика.
Кто такой контрактный управляющий.
Закон о контрактной системе ввел такое понятие, как контрактный управляющий. Информация и ажиотаж в отношении этой темы в средствах массовой информации и личном общении создает впечатление, что контрактный управляющий — это высокооплачиваемая должность, работа в госзакупках несложная, очень престижная и разобраться в этой теме можно достаточно быстро. А как все обстоит на самом деле?
Госзакупки — сложная область
Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием.
Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий.
Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль.
При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.
Функционал контрактного управляющего, тендерного специалиста по госзакупкам
Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась. В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.
Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:
Статья 38. Контрактная служба. Специалист по Госзакупкам
Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Что скрывается за общими формулировками? Довольно много обязательной рутинной работы. Подготовка документов, сбор информации, взаимодействие с сотрудниками, консультации с поставщиками, размещение информации в сети Интернет, возможно визиты в контролирующие органы и суды и другие заботы.
С ледует отметить, что госзакупки можно формально разделить на три больших блока:
1. Планирование
2. Осуществление закупок.
3. Заключение, исполнение, изменение, расторжение контракта.
Это очень грубое, но между тем основополагающее деление Закона о контрактной системе. Там есть и другие направления, такие как мониторинг, аудит, контроль, но это либо косвенно относится к этим трем блокам, либо не имеет прямого отношения к Заказчику.
Работа контрактного управляющего для каждого учреждения имеет специфику.
Начнем с того, что для понимания различий заказчиков лучше условно разделить на три категории — крупных, средних и мелких и рассмотреть их отдельно.
Особенности работы контрактного управляющего в небольшой организации.
Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.
С одной стороны, работы для контрактного управляющего немного, только придется повозиться с планами и расчетами объемов закупок, внести в единую электронную систему (Общероссийский сайт – до ввода Единой электронной системы) несколько извещений и контрактов по ним.
Также нужно составлять отчеты об исполнении контрактов. Возможно, что придется самостоятельно решать вопросы с электронными ключами (Электронными цифровыми подписями – ЭЦП). И этим занимается тендерный специалист.
У небольшого объема закупок есть своя обратная сторона — руководству не имеет смысла выделять под эту работу отдельную штатную единицу, поэтому начинают страдать те сотрудники, которые есть под рукой.
Мне известны контрактные управляющие, основная должность которых — завхозы, воспитатели детского сада и т. д.
Можно им только посочуствовать, так как работа контрактного управляющего требует много труда и времени не только на сами процедуры, но и на то, чтобы не отстать от непрерывно выходящих постановлений Правительства, Минэкономразвития и т. д.
Штрафы, которые могут налагаться на должностные лица за нарушения в соответствии с КоАПом, при этом часто кратны их мизерной зарплате, например, в детском саду.
Коротко говоря, даже минимальный объем закупок требует от таких совместителей основательных знаний законодательства, практики его применения и потенциально приводит к такой же ответственности, как и при работе в крупной организации, а оплачивается скудно.
Особенности работы контрактного управляющего в организации среднего размера.
У средних заказчиков объемы закупок в год составляют не более 100 млн. руб. Тут также не приходится создавать контрактную службу. Однако, если объемы каждой конкретной процедуры закупки небольшие, то справится в одиночку с поступающей информацией и документами уже становится достаточно проблематично.
Образно говоря, на рабочем месте не будет времени попить чай и поболтать по телефону. Вам действительно придется на работе исключительно работать, работать много и быстро, особенно в начале и конце финансового года.
Совмещать основную работу с деятельностью контрактного управляющего в таких условиях можно только в том случае, когда за каждую закупку в учреждении реально отвечает непосредственно тот, кто в этом заинтересован.
В этом случае создать единую систему будет достаточно сложно, однако примеры успешных решений имеются.
Контрактный управляющий вынужден закупать широчайший ассортимент товаров и услуг — от хозтоваров и туалетной бумаги до мобильного электроснабжения, охраны, химических веществ, медицинских препаратов, стройматериалов, услуг связи и т. д.
Примеры запросов от организаций встречаются самые удивительные, а иногда смешные.
Конечно, квалифицированно разбираться во всем этом одному человеку физически невозможно.
Чтобы избежать задержек по времени и ошибок в составлении документации, в такой ситуации следует привлекать к закупкам сотрудников, которым непосредственно нужно то, что закупается.
В частности, в документации к закупке обязательно наличие технического задания (ТЗ). ТЗ проще составить фактическому потребителю, тому, кто непосредственно знает, что ему нужно и как это должно выглядеть.
Если удается найти понимание с конечным потребителем товара или услуги и он идет навстречу, жизнь контрактного управляющего немного упрощается.
К сожалению, это бывает не всегда, руководство не любит отвлекать сотрудников, а сами сотрудники всячески уклоняются от рутинной работы по составлению ТЗ.
В таком случае контрактный управляющий или тендерный специалист вынужден делать ТЗ сам.
Для этого нужно настойчиво просить исчерпывающую информацию о товаре (работе, услуге) от инициатора закупки, включая все существенные особенности, сроки, количество или объем поставки.
Настоятельно советую фиксировать эту информацию в письменном виде, на бумаге, в электронной почте и так далее.
На это есть 2 причины:
1) проще делать документацию на закупку с минимумом ошибок;
2) рано или поздно окажется, что какой-то сотрудник забудет о своей заявке, прозевает сроки, ассортимент или какие-либо важные условия и потребуется фактура. Иногда недобросовестные сотрудники в случаях своих ошибок пытаются свалить проблему на контрактного управляющего. Документирование заявок и сохранение переписки может сберечь нервы, кошелек и репутацию.
Также продуктивной работе в большинстве случаев очень помогает разработка и внедрение отдельного регламента взаимодействия работы по закупкам, в которых должны указываться ответственность, распределение обязанностей и формы взаимодействия участников процесса закупки — от конечного потребителя до руководителя организации.
Работа контрактного управляющего в крупной организации
Контрактный управляющий, работающий у крупного заказчика, попадает в другую ситуацию. При объеме закупок от 100 млн. руб. заказчик обязан создать контрактную службу. В этом случае заниматься закупками будет несколько человек, а значит, у каждого появляется возможность специализации. Тут возможны два основных варианта:
поделить деятельность сотрудников по функционалу госзакупок (один пишет ТЗ, другой ведет отчетность, третий взаимодействует с поставщиками и т. д.).
дать каждому сотруднику возможность делать полный цикл процедур закупки по ограниченному перечню тем.
Работа с госзакупками предполагает массу действий, которые могут повлечь за собой юридические последствия, поэтому крайне важно, чтобы у контрактной службы была возможность привлекать к работе квалифицированного юриста, либо постоянно, либо по мере необходимости.
Резюме: Специалист по госзакупкам
Работа в качестве контрактного управляющего в любом случае достаточно сложна, ответственна, требует большого объема специфических знаний, включает выполнение целого ряда рутинных действий.
Контрактный управляющий, работающий в небольшой организации по совместительству получает существенную нагрузку сверх своих основных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством, однако имеет сравнительно скромные возможности качественно делать свою работу. Работа при этом оплачивается, как правило, скупо по ряду причин.
Контрактный управляющий, работающий в организации-заказчике среднего масштаба, должен наладить продуктивное взаимодействие со своим руководством и конечными пользователями закупаемых товаров и услуг, иначе их качество и сроки поставки могут стать проблемой.
Работа в крупной организации позволяет обеспечить специализацию сотрудников внутри контрактной службы. Это дает возможность повысить призводительность и качество работы каждого сотрудника и службы в целом.
Для любой организации-заказчика важно обеспечить возможность консультаций с юристом, либо его участие в процессах закупки.
О ПРОФЕССИИ
Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»
О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.
КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам — юридическое, экономическое или бухгалтерское?
Специалист по госзакупкам
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.
Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).
Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.
Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.
В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе.
Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.
Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).
Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.
Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.
Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».
Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.
Специалист по госзакупкам
Теперь второй аспект, к которому хотела бы привлечь внимание. В тех же США, где подготовке кадров госзакупщиков уделяют первостепенное значение, контрактный офицер проходит госслужбу отдельным, особым порядком, с тем чтобы последовательно наработать опыт и квалификацию. Требование наличия практического опыта контрактации в интересах государства — основополагающее для продвижения по службе.
Сначала выпускнику вуза поручают простые поставки стандартных товаров, постепенно объем и сложность заключаемых им контрактов растет. Нельзя назначить на ответственную должность (с большим объемом закупок и сложными контрактами) человека без надлежащего опыта контрактации, даже если человек закончил Гарвард. Как вы понимаете, такого строгого подхода у нас в стране нет.
Замечу также, что специалисты по публичным закупкам всюду в дефиците, так обстоят дела практически во всех странах. Объяснений много, и одно из них — переманивание специалистов из госсектора в бизнес на более высокие оклады.
И если уж мы коснулись вопросов окладов, то, при всей закрытости подобных вопросов, замечу, что согласно имеющимся данным, оплата труда контрактного офицера доходит до 122 тыс. долларов в год (после налогообложения) при средней оплате труда — более 80 тыс. долларов в год (после налогообложения).
Специалист по госзакупкам
Третий аспект — образование тех, кто работает по 223-ФЗ, то есть в государственном бизнесе. Как во всех вопросах бизнеса, так и в этом главное значение имеют способности и портфолио. Обратимся снова к примерам. Скажу о двух ведущих, можно сказать знаменитых в нашей стране корпоративных закупщиках. Замонас Р.С. — директор департамента по закупкам, МТО и управлению качеством Росатома, окончил Московскую государственную академию нефти и газа им. Губкина и работал в нефтяной отрасли. Хальфин Р.М. — и.о. директора по методологии организации закупочной деятельности и логистики ПАО «Т-Плюс», окончил энергетический факультет Новочеркасского государственного технического университета и экономический факультет Южно-Российского государственного технического университета.
В отношении большинства руководителей закупочных служб госкорпораций открытых данных об образовании нет. В бизнесе, даже государственном, востребована хватка и способность добиваться поставленных результатов.
Таким образом, как показывает российская и международная практика, юридическое и экономическое образование было и остается надежной базой для работы и карьерного роста в закупках, причем как в сегменте публичных закупок, так и в сегменте корпоративных закупок. Главное, чтобы образование давало багаж подлинных знаний, которые помогут быстро наработать закупочный опыт и квалификацию.
КонсультантПлюс: Специалист по закупкам, согласно профстандарту (утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N625), обязан иметь дополнительное профессиональное образование в контрактной сфере. На что стоит обратить внимание при выборе образовательных программ и учебных заведений, предлагающих повышение квалификации по данному профилю? Как вы относитесь к набирающему популярность дистанционному обучению?
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Внимание обучающихся, конечно же, будет сосредоточено на тех характеристиках процесса обучения, которые для них значимы.
Что греха таить, есть группа будущих закупщиков и членов закупочных комиссий, для которых главное — получение документа о прохождении дополнительного профессионального образования по выбранной программе. Это может быть либо программа повышения квалификации, либо программа профессиональной переподготовки в сфере закупок. Когда главное — формальный документ, то в расчет будут приниматься цена, возможность заочного обучения, отсутствие тестов и экзаменов. На рынке подобные программы в избытке. Была свидетелем того, как руководитель одного из субъектов Российской Федерации отрапортовал, что он очень быстро обучил всех региональных специалистов контрактных служб по программе учебной организации, отобранной на электронном аукционе по критерию наименьшей цены — по 2 тыс. рублей за одного слушателя. Согласно мнению данного руководителя, теперь во вверенном ему регионе работают высокопрофессиональные кадры контрактных управляющих. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
В Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, утвержденных 12 марта 2013 г. совместно Минэкономразвития России (№ 554-ЕЕ/Д28и) и Минобрнауки России (№ АК — 553/06) (далее — Методические рекомендации) не только не исключается заочная форма обучения, но даже рекомендуется (как очно-заочная форма). Может так получиться, что в аудиторию слушатель придет дважды: для подачи документов и оплаты обучения, а потом для получения диплома (сертификата).
Кроме того, по мнению авторов Методических рекомендаций, в целях обучения руководителей организаций заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40(!) часов. В итоге те, кто несет персональную ответственность за проведение и результаты закупок, могут оказаться плохо подготовленными.
А ведь сейчас введена уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок. Внесены изменения в ч. 2 ст. 46 и в ст. 304 Уголовного кодекса, а также Уголовный кодекс дополнен новыми ст. 200.4-200.5. Обращаю внимание на статью 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».
Эта статья предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, а также иными лицами, поименованными в данной статье, в случае, если данное нарушение совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. В качестве квалифицирующих признаков преступления устанавливаются: причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 200.4 УК РФ наказание до 3 лет лишения свободы); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо причинение особо крупного ущерба (ч. 2 ст. 200.4 УК РФ наказание до 7 лет лишения свободы). Размеры крупного и особо крупного ущерба в ст. 200.4 УК РФ соответствуют установленным для статей главы 22 УК РФ в примечании к ст. 170.2 УК РФ и составляют 2 250 000 руб. и 9 000 000 руб. соответственно. В такой ситуации продвинутое, углубленное обучение закупкам жизненно необходимо. Необходимость продиктована значительным количеством статей Административного кодекса, которыми уже давно предусмотрена административная ответственность за нарушения в сфере закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Перечислю статьи: 7.29; 7.29.3; 7.30; 7.31; 7.31.1; 7.32; 7.32.3; 7.32.5; 9.16; 19.5; 19.7.2; 19.7.2-1 КОАП. В каждой из статей много частей с указанием нарушений и по всем предусмотрены существенные штрафы, подчас сопоставимые с окладами специалистов контрактных служб. Так что в контрактной сфере учиться надо и учиться постоянно.
По каким признакам можно найти правильную программу, так нужную сейчас закупщикам? Тут не все гладко. Вновь вернусь к упомянутым выше Методическим рекомендациям бывшего регулятора, Минэкономразвития России. Методические рекомендации приняты в 2013 г., задолго до последних правовых новаций. После их принятия учебные организации максимально приблизили свои программы к рекомендованной структуре и, как следствие, формализовали, внешне унифицировали. Прежде всего, сделали однотипным представление структуры курсов, после чего труднее стало разобраться на глазок в их реальной содержательности. Поэтому лично я посмотрела бы, сколько конкретно времени уделено вопросам правильного составления технических заданий, определения критериев оценки заявок участников закупок, ценообразованию. Чем меньше времени отведено на общие вопросы, тем лучше. Общее будет понятно из конкретики. А вот наоборот, понять конкретику через общее не удастся, этому учит мой жизненный опыт. Еще момент: важно понимать, обучает ли учебная организация закупкам вообще или раскрывает отраслевую специфику (стройка, лекарства, медицинские изделия, услуги питания), разбирает ли она антимонопольное законодательство и его реальные коллизии, учит ли взаимодействовать с центральным аппаратом и региональными управлениями Федеральной антимонопольной службы.
В целом с контролирующими органами. Ведь это вновь вопрос устойчивости перед проверками, штрафами и ответственностью. Кроме того, планирует ли учебная организация разобрать со слушателями конкретные закупочные ситуации. И финальный момент, берет ли организация на себя обязательство по последующему консультированию. Пускай речь идет о праве выпускника разово обратиться за методической помощью, это тоже важно. Если честно, таких преподавателей единицы.
Теперь о дистанционном обучении. Это современная форма, которой удобно пользоваться. Во всем мире ее применение расширяется.
Есть даже образное выражение, что эра краснокирпичных университетов проходит (здания престижных университетов Англии построены из красного кирпича). Но у дистанционного обучения есть и недостатки, ведь обучающийся не находится в аудитории, рискует потерять внимание, отвлечься на посторонние мысли и происшествия. Кроме того, у слушателя нет прямого контакта с преподавателем, он не обсуждает жизненные ситуации с другими студентами, не задает сам и не слышит вопросов однокурсников с мест. Для дистанционных форм обучения, на мой взгляд, нужна серьезная и строгая система тестов по принципу: прошел, только тогда можно перейти к следующей теме.
Хотела бы еще раз подчеркнуть, серьезное дополнительное профессиональное образование — страховка от штрафов и уголовного преследования за ошибки. А на хорошей страховке нельзя экономить время и деньги.
КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими основными профессиональными качествами, знаниями и навыками должен обладать специалист по госзакупкам, чтобы состояться в профессии? Насколько данная профессия перспективна для молодых выпускников? Или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов?
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Если исходить из важности практического опыта, то молодые крайне востребованы в профессии. Именно у молодых есть время и задор познать на собственной практике тонкости профессии. Тот, кто работает и одновременно расширяет закупочный кругозор, получает новые знания, состоится в профессии, здесь нет сомнений. Но я хотела бы обратить внимание на одну тенденцию, которая имеет место практически повсеместно, в различных сегментах рынка труда. Эта тенденция — информатизация, цифровизация, лиглтех (как мы называем от английского термина «правовые технологии»), создание умных контрактов и иное. О чем идет речь? Целый ряд трудовых функций благодаря информационным технологиям будет автоматизирован. Давайте обратимся к профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 10.09.2015 N625н. Вот, к примеру, трудовые функции закупщиков в части предварительного сбора данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги.
Перечислим их полностью:
— обработка и анализ информации о ценах на товары, работы;
— подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;
— обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Все перечисленные трудовые действия могут быть в будущем переданы… роботам.
Идем дальше. Трудовые действия (выборочно) по трудовой функции — подготовка закупочной документации:
— подготовка и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;
— осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры;
— осуществление организационно-технического обеспечения деятельности закупочных комиссий;
— осуществление мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.
Ситуация еще хуже, поскольку размещение извещений, проверка, мониторинг уже сейчас автоматизированы у ряда заказчиков. Конечно, скорость изменений не так высока, как мы ожидаем. Сошлемся на Чарльза Бэббиджа, который предсказал автоматизацию и вытеснение человека из производства в первой половине XIX века. Впоследствии эксперты не раз говорили о точках невозврата в автоматизации, после которых ожидалось исчезновение целого ряда профессий. Как известно, Т. Нестеренко, первый заместитель министра финансов Российской Федерации, заявила в ходе Московского финансового форума-2016, что профессия бухгалтера будет уходить с рынка в связи с появлением новых технологий. Но вот уже два года, как специалисты продолжают работать на своих метах и делать проводки, как и прежде. Однако тенденция есть тенденция, и производные явления будут расширяться и усиливаться.
Тогда о каких навыках стоит подумать, чтобы не оказаться вытесненным машинами? Тот же профстандарт содержит примерный ответ на вопрос. Трудовые действия, которые невозможно передать машинам, на мой взгляд, приведены ниже (выборочно):
— оценка степени достижения целей закупок;
— оценка обоснованности закупок;
— формирование предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— проверка на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
— взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;
— осуществление проверки соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
Обращу внимание, что данные трудовые действия связаны с выполнением закупочных функций руководителями контрактных служб, заместителями руководителей организаций по экономике и финансам, аналитиками. На мой взгляд, сопоставление трудовых функций на предмет их последующей роботизации показывает, что нельзя останавливаться на выполнении рутинных, простых задач, нельзя расслабляться настолько, чтобы носить и перекладывать бумаги.
Движение к расширению компетенции, усложнению должностных обязанностей станет лучшим гарантом закупщика для государственных нужд и нужд корпораций, независимо от технологических изменений в обществе.
КонсультантПлюс: Законодательство в сфере закупок — одно из наиболее динамично меняющихся. 1 июля 2018 г. отрасль ждет очередная масштабная реформа — вступят в силу поправки, согласно которым закупочные процедуры у малого и среднего бизнеса переведут в электронный вид. Что вы посоветуете специалистам: чему им стоит уделить особое внимание для расширения своих компетенций и развития навыков в связи с изменениями?
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам:
Ответ на этот вопрос будет кратким. Важно как можно быстрее овладеть технологиями автоматизации. Ключ — опыт и практика, на мой взгляд.
Отмечу, что данный вопрос перекликается с предыдущим. Поэтому, овладевая информационными технологиями, важно не забыть о том, что машины выталкивают из профессии людей. Другое дело, что перевод процедур отбора в электронный вид не снимает тех проблем, которые накоплены процедурами в бумажном виде. В их числе и демпинг, и выбор некомпетентных поставщиков, и контрактные риски. Но это вопросы о самой системе, ее нынешних пороках, а не об автоматизации и вызванных ею изменениях в профессии.
КонсультантПлюс: И последний вопрос: как лично вы повышаете свой профессиональный уровень? Какую литературу читаете? Используете ли в своей работе справочные правовые системы, например КонсультантПлюс?
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Я фанат справочной правовой системы КонсультантПлюс. Мне нравится, как организован материал, ссылки, перекрестные сноски. Правовая информация, которую предоставляет система, всегда самая актуальная. Можно исследовать изменения в правовом документе в удобной и наглядной форме, сравнивать редакции. К статьям подверстаны комментарии и консультации специалистов, что просто необходимо, нельзя быть знатоком во всех вопросах, постоянно нужно перепроверять себя. Очень часто уточняю в системе КонсультантПлюс позиции авторов, статьи которых размещены в разделах юридической литературы и в иных. Обратила бы внимание на богатую подборку книг. Сама прочитала в КонсультантПлюс монографии М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, которые не смогла найти нигде, кроме как в этой справочной правовой системе. Богатая аналитическая литература — выгодное отличие КонсультантПлюс.
Считаю интересными и полезными новости. Обращу внимание на обзоры судебной практики. Этот блок очень важный, поскольку именно суды имеют право толковать законодательство. И конечно, слежу за законопроектной работой.
Что касается повышения квалификации, то скажу честно, читаю много, постоянно, участвую в различных профессиональных мероприятиях и все время ощущаю потребность в новых знаниях. В связи с тем, что работала в составе экспертов Фонда «Центр стратегических разработок» (далее — ЦСР) над стратегией развития Российской Федерации 2018-2024 и на период до 2035 г., больше внимания уделяла экономической литературе.
Нужно было анализировать макропропорции и генеральные закономерности в контрактной системе. А вот по итогам получения эмпирических результатов, вновь потребовалась юридическая информация и справки для разработки рекомендаций, с тем чтобы предложить стратегию развития контрактной системы.
По мнению нашего заказчика, с задачей мы справились. Напомню, что ЦСР работал над стратегией по заданию Президента Российской Федерации (поручение Президента России от 18.05.2016г. № Пр-971). Разработанные в рамках стратегии предложения отражены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а еще до этого в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которое было оглашено 1 марта 2018 года. Теперь мы продолжаем реализацию стратегии, а также начали ряд новых проектов.
Источник https://kontur.ru/articles/5012
Источник https://www.buhonline.ru/pub/goszakupki/2020/11/16100_kursy-s-nulya-dlya-tendernyx-specialistov
Источник https://44fzrf.ru/spetsialist-po-goszakupkam-2/