Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

 

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказываю:

— отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

по строке 1001 — суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 — 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 — 12 — по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ);

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поддерживается в актуальном состоянии.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

  • государственные органы власти,
  • корпорации Роскосмос и Росатом, ,
  • казенные учреждения, которые расходуют бюджетные деньги.
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.

Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.

Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;

    Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

    • конкурсов,
    • аукционов,
    • запросов котировок,
    • запросов предложений.

    В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

    Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.

    Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.

    Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.

    Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.

    Закупки публикуют в ЕИС, если

    • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
    • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

    Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

    Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

    • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
    • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

    Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

    Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.

    Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.

    Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.

    Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).

    Обеспечение заявки (ОЗ)

    Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.

    В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.

    Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.

    Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.

    Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств

    В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.

    Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.

    Победитель может предоставить ОИК:

    • путем перевода денег на счет заказчика,
    • в виде банковской гарантии (БГ).

    СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.

    Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.

    Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

    Обеспечение заявки

    В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.

    Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

    • банковская гарантия,
    • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

    Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.

    Обеспечение контракта

    В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

    Победитель закупки платит площадке за победу:

    • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
    • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.

    В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.

    В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.

    Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.

    Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.

    В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.

    Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.

    Госзаказчики размещают в ЕИС:

    • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
    • обоснования закупки у единственного поставщика,
    • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.

    Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

    • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
    • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
    • годовые отчеты закупок среди МСП.

    Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.

    Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.

    При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.

    Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.

    Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.

    Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.

    Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.

    В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

    • на документацию закупки,
    • на действие или бездействие заказчика,
    • на оператора ЭТП.

    Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.

    Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

    На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.

    Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

    По какому закону регулируются тендеры

    КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ

    4 МИН

    Что такое тендер

    Тендеры — это возможность получить крупные заказы и постоянных клиентов на долгий срок. Объясняем, как это работает, какие законы регулируют закупки и где их отслеживать.

    В российском законодательстве нет понятия «тендер», наиболее близкий ему по смыслу термин — торги.

    Тендер — это один из способов совершать закупки. Заказчик хочет получить товар или услугу и объявляет об этом, а потенциальные исполнители предлагают свои варианты решения задачи или просто торгуются: кто предложит меньшую цену, тот и получит заказ.

    В процедуре обычно три стороны: заказчик, оператор (организатор) торгов и исполнители (участники). Оператор торгов — это электронная система, которая помогает публиковать заказы в открытом доступе и регламентирует порядок проведения торгов.

    Кто может объявить тендер

    Тендеры проводят частные компании, а также госкомпании и бюджетные учреждения. Первые публикуют запросы на любых электронных площадках: собственных сайтах и агрегаторах. С остальными всё сложнее: информация о тендерах размещается на аккредитованных электронных торговых площадках (ЭТП).

    Закупки частных предприятий регулируются нормами Гражданского кодекса. Например, если в торгах будет только один участник, их признают несостоявшимися.

    ч. 5 ст. 447 ГК РФ

    Государственные тендеры в России регулируют два основных закона:

    • ФЗ-44. Регулирует закупки федеральных и муниципальных бюджетных учреждений, все этапы сделок. Исполнители госзаказов получают деньги напрямую из бюджета.
    • ФЗ-223. Применяется, если торги объявляет госкомпания (доля государства в капитале больше 50 %), их «дочки» и «внучки», субъекты естественных монополий, бюджетные учреждения, которые оформляют закупку за счёт грантов или собственных средств (например, унитарные предприятия). Этот закон устанавливает только общие принципы, большую часть процессов заказчики прописывают сами в специальном документе — положении о закупках.

    Кто может организовывать тендеры

    Площадок для торгов много. Есть сайты-агрегаторы, на которых размещают только коммерческие закупки. Один из наиболее известных — B2B-Сenter . Крупные компании создают свои ЭТП — к примеру, они есть у Аэрофлота или МТС .

    Существуют также ЭТП, на которых размещаются заказы и государственных, и коммерческих структур, например Сбербанк-АСТ .

    Тендеры государственных структур можно проводить только на федеральных площадках:

    • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
    • АО «Единая электронная торговая площадка»;
    • АО «Российский аукционный дом»;
    • АО «ТЭК-Торг»;
    • АО «Электронные торговые системы»;
    • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
    • ООО «РТС-тендер»;
    • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
    • Специализированная «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

    Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р

    Где удобнее искать тендеры

    с

    Все актуальные и выполненные заказы по 44-ФЗ и по 223-ФЗ размещаются на общем портале zakupki.gov.ru . В каждом есть ссылка на ЭТП, где проводятся (проводились) торги.

    с

    Коммерческие и государственные закупки можно отслеживать сразу на электронных торговых площадках, например Сбербанк-АСТ . Или на агрегаторах, которые собирают данные сразу со всех ЭТП, — они часто платные.

    с

    Информация о коммерческих торгах конкретных компаний размещается на их сайтах (корпоративных ЭТП).

    т

    Малому и среднему бизнесу стоит следить за сервисом «Берёзка» . Там размещаются заказы бюджетных организаций с закупкой у единственного поставщика на сумму до 300 тысяч рублей. Исполнители регистрируются в большом каталоге и отслеживают тендеры, а затем предлагают свои товары.

    В теории, любая компания может участвовать в любой открытой закупке — достаточно зарегистрироваться на портале и отправить заявку. Но на практике малому бизнесу обычно доступны не все конкурсы: например, в торгах по 44-ФЗ часто требуется большой опыт работы с бюджетными организациями. Для компаний с небольшим оборотом надёжнее отслеживать тендеры на «Берёзке» и универсальных аккредитованных ЭТП: так можно найти подходящие заказы и госкомпаний, и коммерческих организаций.

    Источник https://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/

    Источник https://is-zakupki.ru/material/detail/2432d162-9da4-475a-b1d0-0867ccea17f8

    Источник https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/tendery-osnovnye-momenty/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *