Кто и как регулирует деятельность брокера
Существует мнение, что финансовый рынок наименее зарегулирован, и мошенники под видом брокерских компаний имеют возможность забрать деньги клиента, списав всё на рыночный риск.
Более того, биржевые операции ввиду распространённого стереотипа сравнивают с игорными заведениями, в которых если ты не «выиграл», значит, «проиграл».
Однако такой подход к анализу брокерской деятельности в корне неверный: риск есть всегда, но риск разумный и регулируемый правилами государства и обычаями делового оборота страны. Прежде чем принимать решение в отношении надёжности брокера, предлагаем разобраться, кто и с помощью каких инструментов осуществляет надзор над брокерской деятельностью.
Инвесторы в надёжных руках
По нашему мнению, основное, на что стоит обратить внимание инвестору — то, что Банк России делает всё возможное для создания правовой инфраструктуры для взаимодействия с финансовыми посредниками. Развитие законодательной базы и технологий, повышение общего уровня грамотности в отношении финансовых рынков — те векторы развития, которые зафиксированы в документе «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период с 2016 по 2018 год».
Более чем за 20-летний период значительно изменилась система законодательного регулирования инвестиционной деятельности в России. Появилась чёткая законодательная иерархия, основой которой является Федеральный закон № 39 «О рынке ценных бумаг», соблюдение которого контролируется со стороны Банка России. Проведение внеплановых проверок, направление запросов и предписаний, анализ внутренних документов и отчётности позволяют совершенствовать структуру регулирования посреднической деятельности на финансовых рынках.
Так, в 2018 году в соответствии с Указанием 4621-У от 27.11.2017 «О формах, сроках и порядке составления и представления отчётности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный банк Российской Федерации» изменился объём и качество предоставляемой отчётности. Количество надзорных областей значительно увеличено, а возможности манипуляций данных сведены практически к нулевому показателю.
Стоит отметить, что в основу развития законодательства принимается международный опыт, преимущественно рекомендации Международной ассоциации комиссий по ценным бумагам (International organization on securities commissions — IOSCO), и директивы Европейского союза.
Целью регулирования становится не выявление нарушений, а недопущение среды, в которых они могло бы произойти. В рамках реализации проектов проводится активная совместная работа с саморегулируемыми организациями, целью которых является внутреннее регулирование определённых направлений деятельности участников финансового рынка.
СРО — вторая ступень контроля
Саморегулируемая организация представляет собой некоммерческую организацию, аккредитованную Банком России, которая объединяет профессиональных участников в зависимости от вида их деятельности и призвана совершенствовать взаимодействие на финансовых рынках.
Посредством СРО осуществляется не только вторая ступень контроля, но и аккумулируется мнение рынка о совершенствовании системы. В рамках рабочих встреч с Банком России дорабатываются базовые и внутренние стандарты деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в зависимости от осуществляемых действий. Формируется многоступенчатая система нормативных актов, которая призвана исключить недобросовестные практики внутри рынка и в каждом отдельном профессиональном участнике.
Более того, СРО имеют право проводить проверки своих членов, в том числе и на основании претензий, поданных клиентами того или иного брокера. На основании таких проверок комиссии СРО выносят решения о виновности компании в правонарушении и имеют право применять административные меры воздействия, в том числе возможна потеря статуса члена СРО, которая в дальнейшем может привести к отзыву лицензии.
Внутренние контрольные процедуры
Законодатель обязывает организацию осуществлять внутренние контрольные процедуры, которые призваны комбинировано оценивать соответствие деятельности компании нормативным актам, принятым Банком России. Посредством взаимодействия подразделений, подготовки внутренних документов формируется эффективная среда для построения легального бизнеса. На разных уровнях происходит оценка рисков и поиск решений, в том числе даже потенциальных проблем.
Многоступенчатая, как правило, оригинальная система контрольных мер и процедур обеспечивает надёжность работы брокера и, как следствие, минимизирует риски для клиента.
Депозитарий – что это такое и как помогает в инвестиционной деятельности
В структуре фондового рынка есть много профессиональных участников. Одни являются посредниками между инвестором и биржей, другие контролируют этот процесс, третьи собирают и хранят обо всех информацию, чтобы никто ничего не забыл и не потерял. Роль и ответственность каждого из них возрастает по мере роста нашего фондового рынка, когда суммы уже исчисляются миллиардами рублей, а клиенты – сотнями тысяч.
В сегодняшней статье узнаем все про депозитарий: что это такое, какие функции выполняет и для чего нужен частному инвестору.
Определение и назначение
Почему популярны такие инструменты, как недвижимость и драгоценные металлы? Причин несколько, но одна из них – это физическое ощущение собственности. Слиток золота и монету можно подержать в руке, пересчитать. Квартира, офис или гараж – вот они, настоящие объекты, у которых есть земля под фундаментом, стены, крыша и конкретный адрес. Мы ощущаем себя собственниками реальных объектов.
Куда сложнее дела обстоят с ценными бумагами. Раньше их тоже можно было подержать в руках. Сейчас, когда мы покупаем активы на фондовом рынке, физически мы их никак не ощущаем. Потому что большинство акций и облигаций перестали выпускать на бумажном носителе. Они имеют бездокументарную (электронную) форму. Для хранения сведений о том, что именно мы владеем той или иной бумагой, были созданы депозитарии.
Под депозитарием понимается электронное хранилище данных, в котором записи о владельце и его ценных бумагах зашифрованы в электронном коде.
При смене собственника изменяется и запись на счетах прежнего и нового владельцев. Все это делается без лишнего бумажного документооборота.
Депозитарий – это профессиональный участник фондового рынка, деятельность которого регулируется законодательством и контролируется Центробанком. Для осуществления депозитарных функций нужна лицензия. Н
а 27 ноября 2019 года (время написания статьи) ею обладают 280 компаний. За последние 3 года их количество уменьшилось почти на 100. Актуальный список можно всегда найти на официальном сайте ЦБ.
И если число депозитарных организаций сократилось, то количество клиентов неуклонно растет. В начале 2017 года их было 1,721 млн человек, в 3-м квартале 2019 года – уже 3,713 млн. Объем активов на хранении тоже впечатляет – 63,5 трлн рублей. Рост за неполные 3 года – 15,9 трлн рублей.
Когда вы заключаете договор с брокером, вам открывают:
- Брокерский счет. На нем хранятся ваши деньги.
- Депозитарный счет или счет депо. Простыми словами это счет, на котором будут храниться все записи о наименовании и количестве активов в вашем портфеле.
Учетная функция депозитария ценных бумаг похожа на учетную функцию банков, которые учитывают на своих счетах и проводят операции с безналичными денежными средствами.
Чтобы удостовериться в том, что ваши активы находятся в депозитарии, достаточно запросить выписку, в которой будут отображены все записи о принадлежащих вам активах.
Начинающие инвесторы часто задают вопрос: “А как такие гиганты, как Газпром, Лукойл или Сбербанк узнают, что именно я владею одной их акцией?” Ответ: “Никак”. Если ценные бумаги компании ликвидные, то сделки купли-продажи происходят на фондовой бирже ежедневно и в большом количестве. Представьте ситуацию, когда после каждой сделки информация о смене владельца поступала бы к эмитенту. Им тогда надо было бы нанимать штат сотрудников для обработки.
Номинальным держателем ценных бумаг является депозитарная организация, которая выступает посредником между настоящим владельцем акции (облигации) и компанией-эмитентом. Когда возникает необходимость передать информацию о конкретном инвесторе (например, включение в реестр для выплаты дивидендов, участие акционера в общем собрании), депозитарий передает необходимые данные эмитенту.
Получается, что депозитарий значительно упрощает работу фондового рынка. А введение электронного документооборота еще удешевляет и ускоряет ее.
Виды и условия сотрудничества
Рассмотрим, какие различают виды депозитариев.
Это небанковская организация, которая отвечает определенным требованиям законодательства. Объем собственных средств должен быть минимум 4 млрд рублей. Ее основные функции – открытие и ведение счетов депо для РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, Банка России, профессиональных участников фондового рынка, управляющих компаний.
С развитием рынка, увеличением количества публичных эмитентов и ценных бумаг на бирже появилась необходимость в создании прозрачного инструмента взаимодействия между профессиональными участниками, единого окна для учета прав и обмена корпоративной информацией. Таким единым окном стал центральный депозитарий.
В России это НРД – национальный расчетный депозитарий.
Дополнительно к депозитарной деятельности спецдепозитарий осуществляет контроль за деятельностью управляющих компаний, которые берут средства инвестора в доверительное управление (ПИФы, НПФ, инвестиционные фонды).
Осуществляет учет и хранение бездокументарных ценных бумаг и выступает посредником между эмитентом и инвестором. Это самый массовый вид депозитариев.
Условия сотрудничества:
- Несмотря на то что депозитарная организация является номинальным держателем ценных бумаг, все права собственности на них остаются у настоящего владельца – инвестора.
- Все операции осуществляются по распоряжению депонента (владельца ценных бумаг) на условиях депозитарного договора.
- В случае банкротства или отзыва лицензии на хранящиеся на счетах депо записи об активах не может быть обращено взыскание.
- Депозитарий взимает комиссию за услуги по обслуживанию клиентов и их счетов.
- Обеспечивает выплаты по ценным бумагам, на которые имеет право инвестор (дивиденды, купоны), осуществляет обратный выкуп акций.
- Переводит ценные бумаги вне биржи. Например, при смене брокера бумаги из одной депозитарной организации переводят на счета в другую.
Механизм получения инвестором доходов от владения ценной бумагой выглядит так:
- Компания-эмитент переводит дивиденды (купоны) в центральный депозитарий.
- Тот проверяет право расчетных депозитариев на получение выплат и перечисляет их туда.
- И только теперь происходит разделение дохода между конкретными клиентами.
Таким образом эмитентов освободили от необходимости знать каждого частного акционера в лицо и лично переводить ему положенные деньги.
А если брокер банкрот?
Это популярный вопрос начинающих инвесторов, которые еще не имеют своего брокерского счета, а инвестировать хотят. Да и те, кто уже вкладывает деньги на фондовом рынке, задумываются, что будет с деньгами, акциями и облигациями на счетах в случае банкротства брокера.
К сожалению, у нас нет практики страхования брокерских счетов. Например, в США инвестор застрахован до 500 000 $ (если на счете хранились денежные средства, то до 250 000 $). В Великобритании владелец ценных бумаг защищен на 85 000 фунтов стерлингов. Эти правила распространяются и на зарубежных инвесторов. Если россиянин откроет счет у иностранного брокера, то сможет рассчитывать на компенсацию в случае ухода посредника с рынка.
У нас пока система страхования работает только для банковских вкладов. Брокерские счета и ИИС не застрахованы. Но здесь на помощь приходит сам механизм торговли на фондовом рынке. Счет клиента существует отдельно от счетов самого брокера. А активы инвестора учитываются в депозитарии. Риск что-то потерять более высокий у денежных средств, поэтому не стоит их хранить на брокерском счете, покупайте ценные бумаги. Запись о покупке и ваше право владения зафиксирует депозитарное хранилище данных.
Если брокер обанкротился, то необходимо будет открыть счет у нового брокера. Записи о владении ценными бумагами останутся на счетах депо. Может потребоваться перевести их на счет в другой депозитарий, с которым сотрудничает новый брокер.
И самое главное – сотрудничайте только с крупными брокерскими компаниями из топ-25 на МосБирже. Риск отзыва у них лицензии и потери активов миллионов клиентов сведен к минимуму.
Заключение
Депозитарий является необходимым и очень важным звеном в цепочке “эмитент – инвестор”. Благодаря ему обеспечивается соблюдение прав частных владельцев ценных бумаг и их безопасность. Заключение договора с этой организацией осуществляется онлайн одновременно с открытием брокерского счета. Процедура не сложнее, чем открытие банковского депозита.
А вопрос страхования мы считаем вопросом времени. Тем более что в 2020 году в депутатской среде уже начиналось его обсуждение. Оно касалось страхования ИИС. А что вы думаете по этому поводу? Можно ли доверять деньги брокеру и безопасно торговать на фондовом рынке?
Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)
Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.
Органы финансового контроля в РФ
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:
- Счетная палата РФ;
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов;
- Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
- Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).
Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.
В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.
Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.
Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.
О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.
Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.
Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».
Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.
Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.
Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.
В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.
Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.
Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:
1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.
2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.
3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.
4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.
Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.
Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.
Основные функции Счетной палаты:
- контроль за исполнением статей бюджета;
- контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
- контроль за использованием федеральной собственности;
- проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
- участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.
Основные направления деятельности Счетной палаты:
- контрольно-ревизионная деятельность;
- экспертно-аналитическая деятельность;
- информационная деятельность.
Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.
Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.
Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.
В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.
Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:
- Минфин России;
- ФНС России;
- ФТС РФ;
- Росфинмониторинг;
- Федеральное казначейство.
Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.
Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.
В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.
Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»
Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.
В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.
Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.
Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».
Банк России как контрольный финансовый орган
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».
Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.
Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:
- страховой бизнес;
- рынок ценных бумаг;
- рынок паевых инвестиционных фондов;
- рынок негосударственных пенсионных фондов;
- товарные биржи;
- рынок услуг кредитных бюро;
- рынок жилищных кооперативов;
- рынок электронных платежных систем;
- рынок микрокредитования.
Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.
Итоги
За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.
- Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095
- Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник https://journal.open-broker.ru/legal-issues/kto-i-kak-reguliruet-brokera/
Источник https://quasa.io/ru/media/depozitariy-chto-eto-takoe-i-kak-pomogaet-v-investicionnoy-deyatelnosti
Источник https://nalog-nalog.ru/finansovyj_kontrol/organy_osuwestvlyayuwie_finansovyj_kontrol_v_rf_perechen/